24 января Кировский районный суд Омска отказал в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации двум омским казакам — Олегу МОРЕВУ и Валерию ТАСЕЕВУ. Они требовали публичных извинений от атамана Омского отдельского казачьего общества, коим является бизнесмен Николай АФАНАСЬЕВ, и официального восстановления в рядах казаков.
Истцы заявили в суде, что атаман АФАНАСЬЕВ и его заместитель Виталий ЖИХОРЬ необоснованно обвинили их в афере на 448 миллионов рублей. В феврале прошлого года на сходе Омского отдельского казачьего общества, по словам истцов, было сказано, что якобы пятеро омских казаков вывели из состава учредителей ООО «Казачья заимка» общество, которым сейчас руководит АФАНАСЬЕВ, а также якобы с целью личной наживы казаки, в числе которых истцы, вывели из ведения «Казачьей заимки» 532 гектара земли кадастровой стоимостью в 448 миллионов рублей. АФАНАСЬЕВ сообщил, что по его инициативе правоохранительные органы проводят проверки озвученных фактов, и настоял на том, чтобы истцов удалили из числа членов казачьего общества. Когда правоохранители ничего не обнаружили и вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, МОРЕВ и ТАСЕЕВ предъявили иски к АФАНАСЬЕВУ и ЖИХОРЮ о защите чести и деловой репутации.
По просьбе истцов в суде был допрошен свидетель — один из казаков, присутствовавших на сходе, Александр ЛАТЫПОВ. Он подтвердил, что на сходе АФАНАСЬЕВ говорил, что ТАСЕЕВ и ряд других казаков мошенническим путем вывели более 400 млн рублей из казачьего общества:
АФАНАСЬЕВ сказал всем, что вопрос уже решен, что на них уже заведено уголовное дело, что их всех посадят. И на основании этого приняли решение исключить ТАСЕЕВА и других из казачества. Ответного слова АФАНАСЬЕВ им не дал.
На сходе АФАНАСЬЕВ и его зам организовали в отношении нас провокацию. Все их обвинения в наш адрес необоснованны, и поэтому в возбуждении уголовного дела им было отказано. Исключать нас из казачества они не имели права, тем более что на тот момент еще не были известны результаты проверки по факту мошенничества. Обращаю внимание суда на то, что ни Омскому отдельскому казачьему обществу, ни ООО «Казачья заимка» никогда не принадлежали какие-либо земли, они всегда находились в государственной собственности и до сих пор там, — высказал свою позицию в прениях МОРЕВ.
Он рассказал суду, что считает, что АФАНАСЬЕВ и ЖИХОРЬ таким образом отомстили ему и ТАСЕЕВУ за то, что они ранее высказывали недовольство их руководством и выступали за то, чтобы обоих досрочно освободили от их обязанностей. Представитель ответчика Юрий КИМ-СТАЧЕВ исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении. По его словам, его доверитель — атаман АФАНАСЬЕВ вовсе не называл в своем обращении к казакам истцов мошенниками, а всего лишь сообщил всем, что обратился в правоохранительные органы с заявлением о том, чтобы в отношении истцов провели проверку по подозрению в совершении мошенничества. В подтверждение своих слов КИМСТАЧЕВ предоставил суду текст обращения, с которым атаман выступал на сходе, однако свидетель и истцы тут же возразили, что озвученный АФАНАСЬЕВЫМ текст мог и не совпадать с напечатанным.
В итоге суд посчитал доводы ответчика более убедительными. Истец Олег МОРЕВ сообщил «КВ», что не намерен сдаваться и будет обжаловать данное решение в суде вышестоящей инстанции. А представитель АФАНАСЬЕВА пригласил «КВ» на заседание в Советский районный суд Омска, куда атаман в отместку подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к МОРЕВУ. Последний, как пояснил КИМСТАЧЕВ, в корпоративной газете казаков Омской области «Казачий круг» разместил ряд необоснованных статей, в которых обвиняет АФАНАСЬЕВА в беззаконии, применении репрессивных мер в отношении рядовых казаков, в использовании связей в правоохранительных органах для того, чтобы избежать уголовной ответственности, и т. п. Атаман теперь требует опровержения данных статей и компенсации морального вреда в размере 10 млн рублей. Напомним, осенью СМИ писали о том, что у АФАНАСЬЕВА возник конфликт со службой судебных приставов. По словам очевидцев, атаман проехался на своем «мерседесе» по ноге пристава Дмитрия БОБРОВА, однако уголовное дело возбуждено не было.