В генерал-губернаторском дворце 26 февраля открылась выставка «Солнце Ван Гога», посвященная 160-летию со дня рождения нидерландского художника. Идея выставки родилась в результате обыкновенного чуда, случившегося около 30 лет назад.
Рождение из праха
Сергей Баранов, обращаясь к художникам с идеей арт-проекта, хотел создать в музейном зале пространство, где животворящее солнце, созданное руками мастеров, било бы отовсюду: со стен, с потолка, пола, из окон…
Этот проект — о чуде искусства. Не в фигуральном выражении, а о самом настоящем чуде, которое ровно 28 лет назад в этом зале произошло со мной, тогда еще студентом-политехником, — делится воспоминаниями куратор выставки художник Сергей БАРАНОВ. — Я пришел на выставку, не зная даже о существовании Ван Гога. И увидел небольшую его картинку «Красные виноградники в Арле»: из красочного прямоугольника, где были изображены какие-то корявые фигурки людей, в глаза било настоящее солнце! Картинка показалась мне самым настоящим кусочком жизни. Это было ошеломительно, невероятно! Я осознал и то, что если бы изображенные люди были «красивыми», если бы солнце не било, то и жизни бы — не было. Оказалось, истинное искусство не нуждается в красивости, но может обладать потрясающей мощью. Оно показало мне всю свою силу, заставив круто изменить жизнь. Из праха земного, из студента-политехника родился художник — хороший или плохой, неважно. Его солнце Ван Гога опалило и палит до сих пор, дает радость и возможность творить.
В результате получилась выставка, на которой представлено множество видов визуального искусства: живопись, графика, фотография, объект, видео. От реализма, от снимков солнечных пейзажей зритель по кругу, постепенно приходит к солнцу кубическому и ромбовидному, созданному из бумаги и светящемуся в виде лампочки.
Чувствовать свет
Есть тут и черное солнце — экспрессивный липецкий художник Сергей Бугровский удивил куратора выставки присланными работами.
Я ожидал от художника, макающего девушек в краску, ослепительных брызг, а он взял и сделал прекрасные работы, на которых затмение, — смеется Сергей Баранов. — Говорит, что солнце вообще впервые оказалось в его творческой жизни. Вообще, знаете, как выяснилось, у художников затмений больше, чем светящего солнца — его ведь передать невероятно трудно, для этого нужно и чувствовать, и уметь.
Арт-проект, собравший мастеров из Омска, Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Липецка, Новосибирска и других городов, одной выставкой не завершится. По сути, он стал настоящим «солнечным движением» в среде художников: многие из представленных работ были созданы в последние два-три месяца, специально для проекта. И количество участников множится, работа по созданию пышущего света продолжается. Поступают предложения от галерей двинуться в путь и провезти животворящее «Солнце Ван Гога» по городам России, а возможно, и за границу.
ЗАКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ СОСТОИТСЯ 30 МАРТА, В ДЕНЬ 160-ЛЕТИЯ ВАН ГОГА. ОРГАНИЗАТОРЫ ПЛАНИРУЮТ ЗАВЕРШИТЬ ПРОЕКТ АКЦИЕЙ ХУДОЖНИКОВ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
КОММЕНТАРИИ
Антон ТАКСИС (Екатеринбург), художник, дизайнер, участник арт-проекта:
— Ван Гог для меня — в первую очередь цвет. Это стопроцентное звучание краски, открытых, не грязных, не смешанных цветов. Игра и сила цвета как персонажа. Ван Гог собирает свои картины из множества маленьких персонажей — мазков. Я считаю полной чепухой то, что сочиняли про него биографы: мол, убогий, сумасшедший человек. Нет, такие картины мог писать только радостный художник: взгляните, у него даже серый цвет жизнеутверждающий