Факс запищал неожиданно. Заместитель руководителя Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области СКОРОБОГАТЬКО приглашает меня на очередное заседание межведомственной комиссии по вопросам деятельности организаций, осуществляющих управление жилыми и многоквартирными домами, предоставление коммунальных услуг населению на территории Омской области (далее по тексту — комиссия).
На втором листе была указана повестка, которая сразу заставила отнестись к этому мероприятию с самой высокой степенью ответственности, — «О соблюдении законности при формировании тарифов на коммунальные услуги и размера платы за жилищные услуги для населения на 2013 год и мерах по сдерживанию роста 1. рифов ». И докладчик выбран под стать — сам Константин МАРЧЕНКО поведает, как он сдерживает эти самые тарифы.
А на закуску, чтобы охотничий инстинкт членов комиссии не притуплялся, на расстрел приведут вторым вопросом управляющую компанию с окраины Ленинского округа ООО «Коммунсервис», знаменитую одними из самых высоких тарифов в городе и тем, что при прежней муниципальной власти ей ежегодно доставался «Знак доверия населения», который я всегда называл «Знак доверия мэра», поскольку по положению об этой бумажке ее обладателя почему-то определяло не население, как в названии, а координационный совет во главе с мэром.
Вся интрига была в первом вопросе. Во-первых, нужно понимать, что сейчас каждый из замов губернатора «нагуливает вес» — сможет ли Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ совладать с самостийным Константином МАРЧЕНКО, тем более что все, кто в теме, прекрасно понимают, кто его в правительство продвинул. Во-вторых, у меня в специальной папке «Главное» лежит решение областного суда по ОДН, и я должен до 8 марта определиться, подавать ли в Верховный суд РФ жалобу на половинчатое решение судьи Лены ЕРШОВОЙ (а это зависит от поведения РЭК — действительно она выполнит решение суда по существу и уменьшит плату за ОДН либо поиздевается над людьми еще раз — снизит цену на три копейки, выполнив решение суда формально). Наконец, в-третьих, для меня было важно, как отреагирует МАРЧЕНКО на новую реальность, когда ему приходится фактически противостоять уже не каким-то прокурорскому капитану ЧЕРЕПАНОВУ да пенсионеру ЛИХАЧЕВУ, а президенту РФ Владимиру ПУТИНУ, ясно высказавшемуся 4 и 21 февраля по данным вопросам, и представителю президента в Сибирском федеральном округе Виктору ТОЛОКОНСКОМУ, который как раз за день до заседания комиссии собирал всех руководителей РЭК в Новосибирске.
Итак, 20 февраля иду привычным маршрутом на четвертый этаж в зал заседаний правительства области. Ровно в 15 часов входит министр и начинается заседание. Сколько раз был у Станислава ГРЕБЕНЩИКОВА, и пока ни разу он не опоздал, что мне определенно нравится. Оглядываю стол и не могу отделаться от мысли, да простят меня некоторые товарищи и господа, что сидят какие-то опереточные персонажи из песни «Лица стерты, маски тусклы». Только фигура федерального инспектора Сергея ЛИЦКЕВИЧА оживляла унылый пейзаж второразрядных аппаратчиков из тысячи правительственных чиновников. Двух граждан я даже в лицо не знал, кто это такие, хотя по понятным причинам знаю не только первых лиц, но и большинство вторых. Поэтому в голову предательски закрадывается мысль о нереальности событий — ведь за этим столом должны сидеть как год и как пять лет назад привычные министры БОЙКО, МУРАЕВ, ФОМИНА, а из угла зорко следить за всем Владимир РАДУЛ.
Но под монотонный вступительный доклад начальника Госжилинспекции Павла БУТАКОВА возвращаюсь к реальности. Второе заседание комиссии в новом составе еще раз убедило меня в том, что решение об уходе губернатора Омской области из состава комиссии (не знаю — сам он это решение принимал или ему уже принесли указ в таком персональном составе) практически уже погубило саму идею межведомственной комиссии как органа, где могут оперативно приниматься конкретные решения в сфере ЖКХ. Ладно, выгнали вы меня, так как для меня очевидно желание первых лиц стереть с лица омской земли все, что связано с Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ, начиная от таблички в подземном переходе и заканчивая этой несчастной комиссией. Но за что пострадал Игорь ЗУГА? Кто его спросил, хочет он дальше работать в комиссии или нет. Он хоть разбирался в этих вопросах и не выступил бы как один новый член комиссии из числа правительственных чиновников (не называю только по одной причине — и так слишком часто его критикую) в том смысле, что в значительной степени в ситуации виноваты монополисты. При чем тут сетевые службы? Формально размер норматива и тарифа установила РЭК, а эти граждане, поставщики услуг, только пользуются возможностью сорвать куш.
Но главное — губернатор ушел лично от самой животрепещущей проблемы в отрасли ЖКХ. Почему Владимир ПУТИН проводит эти совещания лично, никому не передает эту ответственность, а наш губернатор все отдал на откуп МАРЧЕНКО? Почему ПОЛЕЖАЕВ назначил себя председателем комиссии, хотя мы с Валерием БОЙКО готовили два варианта — с ПОЛЕЖАЕВЫМ или с БОЙКО, но ЛКП выбрал первый вариант? Когда ПОЛЕЖАЕВ был председателем комиссии, все на нее ходили — попробовал бы кто-то не прийти. А теперь некоторые министры и другие руководители не прочувствовали аппаратную ситуацию пришли лично на первое заседание, посмотрели, и на второе пошли даже не первые заместители, а просто заместители. Что может решить такая комиссия? Так, для проформы галочку поставят, что работаем по плану. У них и вопросов нет к докладчику, поскольку не в теме.
Да и отвечать докладчик плебсу не собирался. На вопрос председательствующего заместителя председателя правительства Омской области ГРЕБЕНЩИКОВА: «Как вы прокомментируете решение областного суда» — МАРЧЕНКО вызывающе ответил, что решение суда он комментировать не будет, и сел. После такого ответа больше никто вопросов и задавать не стал, поскольку бесполезно.
Второе, что резко бросается в глаза по сравнению с организацией работы комиссии при прошлом составе правительства — непонятная тайна. Даже ГТРК «Омск» (которым я сообщил о заседании комиссии) и «Антенну 7», которых мы звали всегда на такие мероприятия, в зал не пригласили. Даже не вели съемки для передачи «Управдом». Как мне неофициально разъяснили, задача — минимально давать информации о решении суда по РЭК. Вот я и думаю: почему на сайте президента РФ я в этот же день могу прочитать стенограммы совещаний по жилищному хозяйству, как президент смотрит квитанцию у НАБИУЛИНОЙ, посмотреть видео, а в родном Омске это проблема. Как не понять, что отрицательное отношение к губернатору НАЗАРОВУ и всему вашему правительству формируете ведь вы, господа чиновники, работаете для населения, на налоги которого вы живете. Что там было секретного от людей на комиссии?
Что касается существа вопроса, то все как у Шекспира: «Вся жизнь игра, и все мы в ней актеры, у каждого свой выход, своя роль». Константин МАРЧЕНКО избрал свою обычную тактику, ровно так, как сделал он это в Законодательном собрании: прочитал по бумажке заготовленный текст о том, что РЭК снизила тарифы. Удивился я одному — что никто из комиссии его резко не оборвал, когда он, считая, видимо, присутствующих за дебилов, зачитал несколько поселений в районах области, где плата за ресурсы действительно при переходе расчета нормативов и тарифов с муниципального на Общеобластной понизилась. А о том, что в три раза больше случаев, когда плата повысилась (что рассчитал прокурор в суде по ОДН), не было сказано ничего. Весь доклад свелся к тому, у кого из монополистов из представленной сметы РЭК сколько повычеркивала в каком сельском районе. Про суд ничего. Про наши требования ничего.
Единственную полемику со стороны МАРЧЕНКО вызвало совершенно разумное предложение заместителя министра ЖКХ Богдана МАСАНА вести прямую интернет-трансляцию с заседаний президиума РЭК (это орган, где как раз принимаются тарифы и нормативы). Напомню, что до этого мы вели длительную полемику о том, что в этот самый президиум не входит никто от общественности, от депутатов. Тут МАРЧЕНКО с возмущением сказал, что возглавляемая им РЭК — предел открытости и никаких интернет-трансляций не нужно, что еще раз убедило меня в том, в чем я давно убежден.
Мне также была предоставлена возможность выступить. Я использовал трибуну совещания для того, чтобы еще раз в понятной для членов комиссии форме изложить наше видение ситуации. Ведь сегодня проблема ОДН в Омской области в основном свелась к двум вопросам, которые под силу решить губернатору одним указом, но он не хочет, не может или просто вникать не желает, что в любом случае как говаривал экс-мэр Омска ШРЕЙДЕР, «не есть хорошо».
Первое. Выполнить даже не мое требование, а требование Минрегиона, изложенное в инструктивном письме от 22 ноября прошлого года — официально указать в приказе РЭК, что конкретно входит в общедомовое имущество для расчета ОДН, чтобы прекратили считать ОДН с подвалов и чердаков. Что еще нужно? Уже ПУТИН 25. февраля на совещании конкретно сказал: «Есть такие пространства, которые начали в некоторых муниципалитетах включать в обязательный платеж, а на самом деле они даже и не отапливаются никем, а людей заставляют платить по общей площади. Это тоже неверно». Никто им не указ, этим рэковцам. Или ждут, когда губернатор команду даст.
Второе. На каком основании берется плата за ОДН в тех домах, где услуга не оказывается и технически не может быть оказана ввиду отсутствия в местах общего пользования туалетов и умывальников, а таких домов в области 2/3. Я напомнил чиновникам то, что уже говорил на суде. Норматив РЭК таков, что если сложить ОДН на холодную и горячую воду, то получается, что каждый дом, в том числе и где живут они сами, ежемесячно поливает водой каждый квадратный метр пола на 20 сантиметров толщиной.
Еще один правильный вопрос поднял председательствующий ГРЕБЕНЩИКОВ, но и он никакого ответа не получил. В тех домах, где услуга ОДН фактически оказывается,проще простого разъяснить людям и через управляющие компании, ТСЖ (ЖСК) поставить на выходящие на полив зеленых насаждений и на заливку хоккейных коробок трубы приборы учета и считать расход по ним даже там, где нет общедомового учета, и все — не было бы серьезных проблем по нормативам.
В проекте решения комиссии изложено требование к МАРЧЕНКО привести размер нормативов в соответствие с реальным потреблением, что фактически означает требование переделать расчеты аналоговым методом. Общество потребителей такие требования поддерживает, но что будет в решении на чистовике, пока не знает никто.
В итоге заседание комиссии не ответило на вопросы — что будет с ОДН дальше. Завершая работу, ГРЕБЕНЩИКОВ совершенно справедливо отметил: «Как только человек не понимает, или понимает, что его обирают, он не сделает платеж». Как будто чувствовал, что через 5 дней, в понедельник, Владимир ПУТИН на совещании по ЖКХ резко выскажется по этому же вопросу: «Платеж должен быть экономически обоснованным и социально справедливым. И вот эти все пространства общие, так называемые, с этим тоже нужно разобраться. Конечно, за это нужно платить, если это отапливается. Когда люди видят, что там нет никакой справедливости, а есть только воровство и чванство чиновников, то, уверяю вас, оценка всей работы и муниципалитетов, и республиканских властей или областных, да и федеральных будет соответствующей и будет правильной. Прошу как можно быстрее навести здесь порядок».
Услышит ли своего президента господин губернатор? Скоро узнаем. А пока, поскольку внятной реакции правительства Омской области на протесты населения и решение суда пока не предвидится, если ничего за неделю не изменится, в следующем номере «КВ» мы опубликуем очень интересные документы на этот счет, переданные в Общество потребителей порядочными чиновниками из РЭК (там есть разные люди).
Терпение омичей больше испытывать не нужно, оно на пределе.