ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЕТИ — ЭТО ПЫЛЕСОСЫ, КОТОРЫЕ ОТКАЧИВАЮТ ИЗ ОМСКА ДЕНЬГИ И ОСТАВЛЯЮТ ПОСЛЕ СЕБЯ «ВЫЖЖЕННУЮ ЗЕМЛЮ»

Предприниматель Юрий ЧЛ1ЦИН на одной из секций в ходе П Торгового форума Сибири 21 марта выступил с докладом о тенденциях развития регионального потребительского рынка

Мы с Виктором ШКУРЕНКО представляем на форуме не только отрасль, но и Омский областной Союз предпринимателей, который, как нам кажется, в Омске достаточно серьезная сила сегодня. Правда, не разделяю оптимизма ШКУРЕНКО в той части, что можно спокойно воспринимать ситуацию на рынке.

Думаю, что спасет нас политика «мягкого протекционизма», как мы ее назвали в Союзе. Что это значит? Просто не давать зеленый свет федеральным сетям Я знак о чем говорю: я работал в муниципалитете начальником управления развития торговли еще десять лет назад, и мы получали гербовую бумажку, с тем чтобы провести на омский рынок конкретную сеть, и не просто провести, а через соглашение с городом, с областью. И приходилось брать под козырек.

Основными преимуществами прихода сетей на региональные рынки называют возрастающую конкуренцию, развитие рынка недвижимости, появление новых рабочих мест и эффект для экономики региона. Действительно, одной из сторон высокой конкуренции является снижение цен. Обратная сторона — практика «выжженной земли» (в пример можно привести МЕГУ с 5-километровой зоной отчуждения и пустую улицу Ленина), ужесточение отношений с местными товаропроизводителями и постепенное их удушение, поглощение федералами, как произошло с «Манросом». В итоге деятельность федеральных сетей приводит к упрощению и уменьшению ассортимента, деградации качества наиболее раскрученных и востребованных товаров. Что станет с местными производителями, на которых делается ставка в программах развития экономики области, думаю, понятно.

А на рынке недвижимости в результате прихода сетей идет нерыночный рост арендных ставок (с последующим резким понижением). Налицо пример сети «Магнит» — удешевление вложений, откровенная агрессия по отношению к среде, пренебрежение сложившимися региональными нормами, отсутствие развития инфраструктуры. Да и новых райских мест не возникает — происходит перераспределение работников в пользу федеральных сетей. По своему примеру могу сказать, сегодня начался процесс по оттягиванию кадром из местных сетей. Люди от нас потянулись в федеральные сети. то. что происходит в этом плане последний год, просто ужасает. Я в свое время принял определенные меры, чтобы сохраниться на рынке, и сделал крен в ресторанный бизнес и собственное производство.

Федеральные сети практически не платят налоги в региональный консолидированный бюджет, играют роль пылесосов по откачиванию средств населения основного внутреннего ресурса для развития) в Москву, Санкт-Петербург и далее. Диверсификации потребительского рынка тоже ждать не приходится — доля иногородних сетей все возрастает (в том числе выросла с продажей «Астора»), и когда командные высоты будут завоеваны (гиперы и супермаркеты), настанет черед мини-маркетов и логистических компаний, уже испытывающих проблемы в связи с работой сетей по прямым контрактам.

В целях сохранения местного малого и среднего бизнеса и нивелирования последствий разрушительного влияния федеральных и транснациональных сетей на жизнь местного сообщества предлагаем ряд мер. которые мы назвали политикой мягкого протекционизма». Мы отлаем себе отчет, что современное антимонопольное и антикоррупционное законодательство практически не оставляет властям возможности открыто поддерживать местных и давать им преференции. Но все же, на наш взгляд, есть ряд рычагов, воздействуя на которые в сфере нормотворчества и, если хотите, ручного управления (ПУТИН же не чурается решать проблемы отдельных предприятий командными методами), удастся сгладить этот негативный фон. Мы предлагаем:

1) Не допускать предоставления преференций федеральным и международным компаниям, занятым в потребительской сфере, в части допуска к инфраструктуре города, поиска и предоставления земельных участков, создания условий неравной конкуренции, ввести запрет на заключение властями точечных соглашений с федеральными сетями по вопросам их развития.

2)Внести изменения в градостроительные документы, исключив размещение крупных объектов торговли в пределах городской территории.

3) Внести изменения в местное законодательство, ограничивающее максимальный срок освоения земельных участков под строительство двумя годами, с выставлением при превышении данного срока участков на открытый аукцион.

4)Вести точечную работу с крупными федеральными компаниями, расположенными в области, с целью увеличения доли размещения заказов среди предприятий и предпринимателей Омской области, как минимум, до 30-40% по видам товаров, работ, услуг, производящимся в регионе.

5) Вести реализацию крупных проектов в сфере потребительского рынка впредь исключительно с проведением переговоров об обеспечении интересов региональных производителей, арендаторов, операторов и других групп предпринимателей.

Очень хотелось бы, чтобы представители местной власти нас услышали.