О развитии региональной торговли с внесением изменений в федеральное законодательство он рассказал на II Торговом форуме Сибири 21 марта. «КВ» приводят интересные моменты из его выступления. Федеральный законодатель d последнее время принял антиалкогольный и антитабачный законы, которые значительно ограничивают развитие малого бизнеса. В последнее время порядка 500 торговых точек в Омской области вынуждены были закрыться. У нас в Областном союзе предпринимателей вовсю идут дискуссии на тему, нужен ли в этом случае
протекционизм в отношении местных предпринимателей.
Я категорически против протекционизма, считаю, что конкуренция расставит все на свои места, и «Макдональдс» в Омске появится, как в свое время появился «Ашан», и нет смысла этому противиться.
Сети сегодня занимают до 250 о продовольственного рынка в Омской области, и это не остановить. Меняются отношения между сетями и производителями. Федеральные сети стремятся унифицировать свою матрицу, представляя в первую очередь федеральные бренды. Не все местные производители готовы работать с сетями. Я думаю, в этом случае стратегический союз между местными сетями и местными товаропроизводителями — один из выходов, и никакие власти, ни региональные, ни федеральные, так не помогут нам, как можем помочь мы сами.
У местных производителей есть своя специфика. Я являюсь акционером сети «Холлифуд», и мне часто приходится работать с топ-менеджерами собственной сети, объясняя им, что нельзя одинаково подходить к производителям федеральным и местным. Локальные производители часто работают без НДС. и это определенная сложность для нас. Сети отказываются от таких поставщиков. так как не хотят платить НДС за них. В Омской области масса таких производителей — молокозаводы, мясопереработчики. И с этим нужно что-то делать. Хорошо было бы ввести какие-то дотации для производителей, которые переходят на работу с НДС.
К сожалению, у местных властей нет реальных возможностей повлиять на локальную торговлю, потому что асе основные решения принимают федералы. Я не могу оценить по справедливости антитабачный закон — он вроде заботится о здоровье граждан, но в т: же время разрушает торговый ландшафт, создававшийся десятилетиями. На мой взгляд, нужно доносить до федерального законодателя, что надо слегка «зашорить» некоторые отрасли, в том числе малый бизнес, занятый в торговле, продуктовом производстве, снизив ему налоговую нагрузку.
Что касается локальных сетей, могу сказать, что наша компания чувствует себя вполне уверенно на рынке. Главное — работать и не бояться иногородних сетей. Бизнес, который к нам приходит со стороны, в любом случае заставляет вас лучше работать. От протекционизма не будет пользы, так как он даст лишь временный эффект — вы можете год-два не пускать федералов на свой рынок, а они все равно потом придут.