Людмила Цыбульская уже 27 лет работает наблюдателем поста наблюдений — именно так официально называется должность специалиста центра по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМС), отбирающего пробы воздуха и проводящего сопутствующие метеонаблюдения. Три раза в сутки — ранним утром, в обед и вечером — она спешит на свой пост. Причем ни дождь, ни буря, ни трескучий мороз работе не помеха.
На экологический пост, расположенный на Космическом проспекте, мы приехали, чтобы принять участие в очередном заборе вредных веществ. Хотя Людмила Владимировна шутит, что и без приборов в состоянии определить, какие примеси сегодня преобладают в воздухе. Большинство наблюдателей ЦМС уже по дороге на работу отслеживают направление ветра, определяют, откуда тянутся шлейфы дыма, оценивают посторонние запахи. Тем интереснее сравнивать собственные наблюдения с результатами лабораторных исследований в ЦМС.
— Когда недавно в Чкаловском поселке «выпала» серая взвесь и . между предприятиями возник спор, кто в этом виноват — завод техуглерода или ТЭЦ-5, меня попросили поделиться своими наблюдениями прямо на месте, — рассказывает Людмила Цыбульская. — У меня не было никаких сомнений, что выпала зольная взвесь от ТЭЦ, а не сажа. Не скрою, было приятно, когда это подтвердилось лабораторным анализом.
Наблюдатель поста готовится к проведению очередного измерения воздуха. Снимает по очереди какие-то стеклянные устройства, гнездящиеся в большом приборе, проверяет их целостность и нумерацию, заполненность раствором.
У вас тут, как в научной лаборатории, кругом пробирки, колбы… — удивляюсь я.
Это не пробирки, а сорбционные трубки и поглотители. Каждая предназначена для сбора конкретного вещества и соединяется со «своим» аспиратором, который с нужной скоростью протягивает воздух через поглотитель, — поясняет специалист.
Оказывается, чтобы отобрать пробу воздуха на содержание формальдегида, требуется 20 минут. За это время аспиратор через поглотитель должен прокачать ровно 30 литров воздуха. Для каждой примеси — свои условия отбора, который наблюдатель неукоснительно соблюдает.
Особые фильтры помогают отбирать из воздуха бензапирен и тяжелые металлы: железо, кадмий, цинк, хром, свинец и другие. А на приборе, называемом «самописец», можно с абсолютной точностью определить температуру воздуха и силу ветра. В день нашего визита на пост стоял полный штиль и стрелка самописца показывала «О». Между тем наблюдатель заполняет сопроводительный талон к отобранным пробам отражает в нем объемы воздуха для всех примесей, атмосферные явления, отмечает метеоданные. Эти показания также учитываются — при лабораторном анализе. — Точные результаты о состоянии воздуха мы получим лишь после лабораторных анализе в ЦМС тех заборов, которые сейчас будем делать, — говорит -наблюдатель.
В это время часы показываю-12.00, и Людмила Цыбульская; внлючает механизм забора воздуха, чтобы сделать очередь.-: пробу. За год в лабораториях ЦМС анализируется более 86 тысяч проб воздуха. Эта работа позволяет объективно оценить уровень загрязнения атмосферы в Омске и в дальнейшем принять меры и то~ му. чтобы воздух в нашем городе стал чище.
ФАКТ
Наблюдения за качеством воздуха в Омске специалисты Центра по мониторы) загрязнения окружающей среды ведут на восьми стационарных постах. Три из них расположены в жилых микрорайонах, их называют «Городские фоновые, Еще три входят в группу «Промышленные», поскольку располагаются рядом с предприятиями. Еще два дислоцированы в районах с интенсивным движением транспорта, отсюда и их название — «Автопосты».