КАК ОМСКИЕ ДОШКОЛЯТА ФРОНТУ ПОМОГЛИ

Исполнилось 70 лет со дня публикации письма Ады Занегиной из Марьяновки с призывом сбора денег на танк

Письмо в газету

25 февраля 1943 года «Омская правда» опубликовала письмо из редакционной почты:

«Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой».

Вместе с мамой маленькая Ада была эвакуирована в Омскую область со Смоленщины. Ее отец воевал на фронте, й девочка очень хотела, чтобы он на танке бил фашистов. И вот со всей области в редакцию пошли письма. Например, 6-летний Адик Солодов написал: «Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги -135 рублей 56 копеек — на строительство танка «Малютка». Мама Тамары Лоскутовой накопила на новое пальто 150 рублей. «Я поношу старое пальтишко», — написала девочка.

«Дорогая незнакомая Ада!» — обращалась в своем письме к маленькой девочке Таня Чистякова. — Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага».

Шура Хоменко из Ишима передал все свои сбережения — 100 рублей — и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». «Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения», — написал он в «Омскую правду».

Встреча в День Победы

Так, всем детским миром, была собрана далеко не детская сумма, которую омские власти перечислили в Фонд обороны. В мае 1943 года в Омск пришла правительственная телеграмма: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин».

На эти деньги был выпущен легкий танк Т-60. Механиком-водителем его стала одна из девятнадцати советских женщин-танкистов Екатерина Петлюк. Она воевала геройски, была награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны.

О «детском» танке снова вспомнили благодаря омским «красным следопытам», и 9 мая 1975 года в Омске работник одного из загсов города Одессы Екатерина Алексеевна Петлюк впервые встретилась с Адой Занегиной — к тому времени уже врачом-окулистом из подмосковной Электростали — Аделью Александровной Воронец.
Танк для папы

На прошлой неделе мы позвонили в Электросталь. К нашей радости, оказалось, что 76-летняя Адель Александровна продолжает работать врачом все в той же медсанчасти завода «Электросталь». Она очень обрадовалась нашему звонку и рассказала, что в Омске удалось побывать три раза. Первый раз — вместе с мамой, Полиной Терентьевной. Им оказали теплый прием и в Омске, и в Марьяновке, где они жили во время эвакуации.

Войну Адель Александровна помнит. Враг подходил к Смоленску, Сычевка тоже оказалась под угрозой. Небольшой персонал детской глазной больницы во главе с главным врачом Занегиной с трудом разместил на пяти подводах сто десять больных детей. Их повезли на станцию. С плачем и слезами, под бомбежками и пулеметными обстрелами добрались до эшелона, погрузились и отправились в дальний путь. Около двух месяцев добирались до сибирской станции Марьяновка. Вместе с шестилетней Адой Полина Терентьевна пережила все: и холод, и голод. Но была и радость: в такой жуткой дороге не потеряли ни одного ребенка.

Я увидела и запомнила свою маму смелой, решительной, волевой, находчивой и заботливой. Я гордилась ею, когда слышала, как чужие дети называли ее мамой. А когда оставались вдвоем, то говорили только о папе. Он воевал. Где, что с ним? Ведь шли первые месяцы войны. Помню маленькую комнатку при больнице, освещенную керосиновой лампой. Мама штопает мои чулки, я укладываю спать самодельную тряпочную куклу. И все говорим о папе. Я сказала маме:

-Немцев еще не разбили наши. Наверное, мало танков. И у папы нет танка. А как без танка он будет бить фашистов?

Почему ты так думаешь?

Ты сама говорила, что отдала деньги на танк. Если б у нас были танки, деньги на них не собирали б. Я, как и ты, хочу отдать деньги, которые мы с папой складывали в копилку на куклу.

Вот так мы сидели с мамой и вместе думали, как сделать, чтоб у папы был свой танк. Мама посоветовала написать письмо в
газету. Я послушалась и написала.