Контрабас на заказ
Эту историю в Астыровке Горьковского района знает, наверное, каждый. Однажды Александру Михайловичу Моисеенко, у которого в селе репутация мастера на все руки, поступил заказ на изготовление… контрабаса. Музыкальный инструмент понадобился оркестру, созданному при Астыровском народном хоре. Как вспоминает нынешний руководитель хора, народная артистка Горьковского района Алла Галуза, в 1960-е годы достать инструменты было непросто. Но балалайками и мандолинами коллектив худо-бедно укомплектовали. А вот с контрабасом возникла проблема.
Тогда первый руководитель хора — мой папа Михаил Иванович Сизов и дядя Саша Моисеенко, который был участником оркестра, играл на мандолине, решили попробовать сами смастерить инструмент. Конечно, это была чистой воды авантюра. У Моисеенко хоть и были золотые руки, зато никакого музыкального образования, — рассказывает Алла Галуза.
Самое главное, что сельский умелец в жизни не видел контрабаса. Знал только, что он похож… на балалайку, но в несколько раз превосходит ее размерами. Балалайка и была взята за основу при построении чертежей.
Работать пришлось долго. В качестве основного материала мастер выбрал ель и бук, а для отделки — ореховый шпон. Колки взял от старой гитары. В итоге готовый инструмент ничем не отличался от фабричного. Он долго служил местным самодеятельным артистам, которые успешно выступали не только на районных и областных конкурсах. В 1966 году Астыровский народный хор стал лауреатом I Всероссийского фестиваля художественной самодеятельности в Москве. И получил в качестве награды средства на строительство нового здания ДК — первого двухэтажного кирпичного Дома культуры в районе.
Спасенный раритет
В развитие астыровского физкультурного движения Александр Моисеенко также внес свою лепту. В местной школе были очень сильные спортсмены-лыжники. Учителю физкультуры Николаю Епанчинцеву удалось раздобыть для них по случаю специальные гоночные лыжи, которых в области было от силы еще две-три пары. Их делали по спецзаказу для сборной Советского Союза, поэтому стоили они очень дорого. Как-то во время соревнования бежавший на них старшеклассник сломал у одной лыжины носок.
Это была беда, — вспоминает Николай Епанчинцев.
На собственной практике он убедился, что ремонтировать лыжи бесполезно: обычно после склеивания их хватает не больше чем на час, но, зная об искусных руках Александра Моисеенко, решил обратиться к нему. И что же? Тот так все склеил, замазал, зашлифовал и покрасил, что лыжи стали как новенькие и служили еще года два, пока на очередных соревнованиях не случилась новая авария. На этот раз носок лыжи (той же самой) разломился на много мелких частей.
— Я думал: тут уж точно ничем не поможешь. Но Александр Михайлович, подобно хирургу, складывающему сломанные кости, все сложил, все сделал. Гляжу, а лыжа снова в первозданном виде. Вот такой он мастер, — говорит Николай Епанчинцев.
Природный талант
Жена Александра Михайловича Мария Терентьевна убеждена: определение «золотые руки» — это еще скромная оценка мастерства ее мужа. Он искусен не только в работе с деревом. За что ни возьмется, все может сделать, вплоть до иголки для швейной машинки.
У меня много специальностей для сельской местности. Я и бондарь, и колесник, и сапожник, и кузнец. В девять лет уже сапоги шил. Мой отец был очень мастеровой. А я ему с детства помогал. Поэтому мне это все легко, — соглашается Александр Моисеенко.
За свою жизнь чего только он не переделал. В войну подростком боронил на лошадях землю, скирдовал сено, возил зерно на ток, работал на кузне молотобойцем. После армии закончил курсы механизаторов, был комбайнером, трактористом. А помимо прочего, научился превосходно играть на мандолине и многие годы руководил ансамблем народных инструментов, занимавшим призовые места на районных и областных конкурсах. Потом его переманили работать в райцентр, в столярную бригаду.
И он 20 лет ходил туда на работу пешком, потому что транспорта не было. За него держались, чтобы не ушел. Постоянно давали премии, почетные грамоты, тактам и доработал до пенсии, — рассказывает жена Мария Терентьевна.
А параллельно с основной работой Александр Михайлович выполнял заказы односельчан. Кому помогал поставить дом, баню, гараж, кому мастерил забор, ворота, оконные рамы, двери. В доме супругов Моисеенко тоже все сделано его руками: мебельный гарнитур с точеными ножками, рамки для фотографий…
В марте Александру Моисеенко исполнится восемьдесят три года. Но он по-прежнему не сидит без дела. Изготавливает вместе с сыном Иваном мебель на заказ. Причем Иван выполняет подготовительную работу, а все тонкие операции — на Александре Михайловиче.
В четыре-пять утра он встает и идет в свою столярку: печь протопить, подготовить инструмент, который и так находится в идеальном порядке, каждый на своем гвоздике. Жена Мария Терентьевна ворчит:
Полежал бы, отдохнул.
Можно вообще всю жизнь пролежать. А так от меня людям память останется, — отвечает Александр Михайлович.