Сомнительная слава настигла замечательного артиста Владимира Этуша в нашем городе. Его изображение теперь украшает стены кафе «Восточная кухня» на ул. 21-я Амурская, баннер столовой «У Светланы» по улице Ангарской и еще целый ряд шашлычных. Один из владельцев этих заведений, представившийся Антоном, пояснил, что фото актера разместил просто «для красоты».
Я не знал, что это незаконно, и обязательно заклею изображения на обеих шашлычных, — заверил хозяин торговых точек.
Подобные случаи, увы, не редкость. Владельцы магазинов и кафе, а подчас даже рекламные компании не утруждают себя заключением договоров с известными людьми, а берут понравившиеся снимки из Интернета, используя их в рекламных целях. Так, например, знаменитая гайдаевская троица с пивом в руках красуется в витрине спортбара на Казачьем рынке. Логика проста: шансов, что человек, живущий в Москве, обнаружит свое изображение на баннере омского кафе, немного. А если и узнает об этом, то вряд ли захочет судиться. Максимум, чего истец сможет добиться, — это небольшой компенсации за моральный вред да ликвидации незаконной рекламы. Конечно, по закону использование фото человека без его согласия является нарушением гражданского законодательства, однако подобных прецедентов в практике омских судов до сих пор еще не было.
Между прочим, супруга Владимира Этуша — Елена Евгеньевна, узнав о гастрономической славе своего мужа, сообщила, что «попробует законным путем объяснить ребятам, как они не правы». Действительно, если бы в Омске хотя бы раз «наказали рублем» недобросовестных рекламодателей, возможно, любителей представлять шашлыки «от Этуша» или пиво «от Никулина» поубавилось бы.
Станислав ЗАВРАЖНОВ
Адвокат:
Если говорить о мерах защиты, то конкретного штрафа законом не предусмотрено, но вы вправе требовать помимо запрета на использование своей фотографии компенсацию морального ущерба по статье 151 Гражданского кодекса РФ. Такие иски относятся к неимущественным. Поэтому цена иска будет состоять в основном из суммы морального вреда, которую вы определяете по своему усмотрению.
Дмитрий ЕСИПЕНКО
Генеральный директор рекламного агентства «СТА»:
У нас был печальный опыт, когда, использовав изображение обычной девочки для рекламы, мы получили настоящую «головную боль», хотя ее фото нам предоставил заказчик. Поэтому с известными людьми мы вообще не связываемся, а если хотим использовать фото обычного человека, то предупреждаем заказчика, что придется заплатить за получение согласия на использование его фото в рекламе.