ГАВРИЛОВ СОБИРАЕТСЯ ОТКРЫТЬ В ОМСКЕ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Он предложил местным властям сделать это на основе государственно-частного партнерства, но пока понимания не нашел

«КВ» выяснили, что известный омский предприниматель, экс-депутат Омского горсовета Владимир ГАВРИЛОВ обращался в городской департамент культуры и министерство культуры Омской области с идеей создать на основе государственно-частного партнерства Центр современного искусства (ЦСИ) в Омске. Неофициально ему ответили, что денег в бюджете на это нет. Обозреватель «КВ» расспросила Владимира Васильевича о подробностях его интересного проекта.
Владимир Васильевич, каких вложений потребует Ваш проект со стороны муниципалитета или региона?

-Много-то денег не надо. Я предлагаю абсолютно адекватные условия сотрудничества. На мой взгляд, Центр современного искусства украсил бы Омск к 300-летию. Точные цифры надо садиться и просчитывать. Весь вопрос в том, сколько коллекций мы захотим привозить в Омск в течение года — от этого будет зависеть и ежегодная сумма вложений. Зарплата, которую будут платить сотрудникам Центра, тоже будет влиять на эту сумму. Напомню, что это не коммерческое предприятие, так как работы художников в Центре не будут продаваться, именно поэтому я и предлагаю властям создать его на основе государственно-частного партнерства. Ни один предприниматель самостоятельно не потянет такой Центр.

Что дальше намерены делать, получив предварительный отказ?

Я хотел бы все-таки обсудить эту тему лично с мэром города Вячеславом ДВОРАКОВСКИМ, возможно, что у него сложится другое мнение по этому поводу. Если все же не найду понимания в городе, то обращусь к губернатору Виктору НАЗАРОВУ. Такие центры есть во многих городах, но в Омске почему-то очень сложно открыть что-то новое, никому ничего не надо. Если в 60-70-х годах в Омске было еще хоть какое-то оживление в живописи — были экспозиции, то сейчас до нас практически ничего не доходит, живем, как в болоте, как будто никакого искусства в мире вовсе нет. А ведь Центр современного искусства может поддерживать молодые начинающие таланты, прежде всего наших местных — предоставлять им площадку для самовыражения, прививать школьникам и студентам хороший вкус, знакомить их с развитием культуры и искусства, как российского, так и мирового, демонстрируя соответствующие выставки, проводя мастер-классы и т. п. Например, мои друзья — известный художник из Болгарии Павел МИТКОВ, известные омские художники Дамир МУРАТОВ, Владимир НОВИКОВ — запросто могли бы показать мастер-классы для омской молодежи. Спросите сегодняшних школьников или студентов о том, каких художников они знают или скульпторов -вряд ли они кого-то вам назовут, тем более из современников. Сегодня ведь во всем мире зарабатывают большие деньги те, кто занимается искусством или имеет к нему хоть какое-то отношение. Пропагандировать нужно внутри страны интерес к своим талантам. Пока мы сами не начнем покупать их работы, никому российское искусство в мире не нужно будет. Кто знает, может, где-то рядом с нами живет Пикассо или Сальвадор Дали? Надо просто наконец-то проявить к этому интерес.

Какие конкретно условия сотрудничества вы предлагаете?

Предлагаю городским и региональным властям софинансирование данного проекта, потому что он некоммерческий. Я готов бесплатно предоставить реконструированное здание под Центр современного искусства, содержать его и обслуживать, а городские или региональные власти пусть возьмут на себя оплату коммунальных услуг, организацию выставок художников, скульпторов, фотографов из разных городов России и зарубежья, пусть подберут персонал и необходимых специалистов в ЦСИ и выплачивают им зарплату. В Омске подобные выставки частично проходят в музее им. Врубеля, но данный музей все-таки достаточно консервативен -каких-то авторов выставляет, а каких-то нет. Искусство ведь есть формальное и неформальное, а Центр современного искусства как раз и подразумевает, что в нем могут выставлять свои работы абсолютно разные творческие личности, даже те, кого на официальном уровне не понимают и не принимают. Некоторые олигархи говорят, мол, зачем нам в России современное искусство, я лучше в Лондон поеду и там его куплю. Как будто все гениальное только в Лондоне. Да, на Западе множество талантливых художников и скульпторов, которые выросли в России или на Украине и потом уже эмигрировали. Так, может, лучше создать им условия в России, чтобы они могли спокойно творить и зарабатывать на этом, чтобы они прославляли нашу страну, а не какую-то чужую? Для того чтобы это произошло, на мой взгляд, необходима пропаганда современного искусства в России.

Где именно планируете разместить Центр современного искусства?

В моей собственности есть достаточно хорошее большое помещение в центре города, которое потенциально может быть использовано под данный Центр — один из корпусов бывшего пивного завода по ул. Волочаевской, приобретенной мною на торгах 3-4 года назад. План реконструкции данного здания согласовывается с региональным министерством культуры, так как здание является памятником культуры.

Какие средства планируете потратить на реконструкцию здания?

Думаю, что 20-30 млн рублей.

У вас в кабинете очень много картин. Их тоже выставите в Центре современного искусства? Есть ли среди них особенно ценные?

Я покупаю работы, которые, на мой взгляд, имеют прежде всего художественную ценность и отвечают определенным требованиям, которые сегодня предъявляются к современному искусству. Есть у меня работы и российских, среди которых и омские (МУРАТОВ, НОВИКОВ, ТИТОВ, ВЛАДИМИРОВ, КАРТАВЦЕВ, ЗАРЕМБА), и зарубежных авторов. Центр современного искусства я хочу создать вовсе не для того, чтобы заполнить его картинами и скульптурами, которые я приобрел, несмотря на то, что их у меня достаточно много. Главная идея такого Центра как раз в том, что экспозиция в нем должна постоянно меняться, иначе он будет неинтересен.

Если все-таки власти откажут вам в поддержке, то что будете делать? Пустите здание под другой проект?

Буду пытаться реализовать свою давнюю мечту о Центре современного искусства в Омске самостоятельно, только площадь под экспозиции, конечно же, придется существенно сократить до 300-500 кв. м. И коллекции зарубежных авторов буду привозить, только если они согласятся выставлять свои работы бесплатно. Однако, сами понимаете, это будет уже совсем другой Центр.

Спасибо за интересную беседу. Надеемся, что у вас все получится.

Отчаявшись дождаться внешних инвестиций, в 2008 году мэрия Омска заключила с Ом-скВодоканалом договор о реализации другой инвестпрограммы — за счет специальных надбавок к тарифам и платы за подключение. Она была рассчитана на 3,5 млрд рублей до 2013 года. При этом до конца проверяемого периода (до августа 2012 года) из положенных 1,7 млрд рублей освоено по программе лишь 873 млн рублей (менее чем на 50%).
По данной инвестпрограмме предприятие обязалось построить 17 объектов, но в полном объеме построено только два, по пяти сроки не соблюдаются и десять вообще еще не начато. В целом в рамках Инвестиционного договора о сотрудничестве, как подытожили аудиторы КСП, недопривлечено инвестиций на сумму более 4,5 млрд рублей, из них почти 4 млрд рублей должно было пойти на реконструкцию существующих объектов.
Еще печальнее ситуация с поступлением арендных платежей от ОмскВодоканала. По договорам аренды предприятие должно платить порядка 200 млн рублей в год, но этих денег городской бюджет ни разу не видел, так как они проходят через департамент имущества различными взаимозачетами по актам выполненных работ. Кроме того, часть переданного предприятию имущества (на 47 млн рублей с лишним) вообще по договорам не проходит, а значит, эксплуатируется обществом бесплатно. Наконец, как отметила Татьяна ТЫТАРЬ, размер арендной платы никак не соотносится с рыночной стоимостью объектов. Так, есть масса объектов, которые ОмскВодоканал арендует по цене ниже ста рублей, в том числе водопроводные и канализационные сети, и среди них есть даже объекты, арендуемые по цене в размере одной копейки.
При этом в счет арендной платы ОмскВодоканалом предлагались непрофильные работы, к примеру, озеленение жилой территории в районе бульвара Победы (которого, как утверждают аудиторы КСП, вообще не производилось), установка пожарной сигнализации и кабельных систем, рконструкция бесхозяйных объектов. Департамент имущества администрации города, к слову, все это без вопросов засчитал.
Любопытен еще один момент, подмеченный КСП. При создании ОАО «ОмскВодрканал» было заявлено, что уставный капитал предприятия составит 200 млн рублей. Однако аудиторам так и не удалось добиться от руководства компании пре ло ставления документов об оплате уставного капитала, да и другими документами на предприятии делиться не жаждали. «Нам каждую бумажку пришлось выпрашивать», — отметила пг-е.: седатель КСП Ирина ЛЕН. Как заявила Татьяна ТЫТАРЬ. есть сомнения в том, существовал ли вообще уставный капитал Если он оплачен не был, то руководство ОАО было не вправе выплачивать дивиденды. А с выплатой дивидендов как раз таки проблем не возникало — за период с 2005 года по 2011 гол кипрским акционерам ушло порядка 1 млрд 72 млн рублей.
По результатам провер:-;^ проведенной аудиторами КС П сейчас работают прокуратура в следственный комитет. Мэри= как подчеркнул вице-мэр Андрей ПОДГОРБУ НСКИХ. ждет когда этими органами булут приняты какие-то решения и действия, чтобы в дальнешге^ ставить вопрос о расторжени-договоров с ОАО «ОмскВодоканал». «Такая задача поется лена», — обронил ПОДГОРБУН-
ских.
В итоге члены финансово-бюджетного комитета ели:-гласно проголосовали за то. чтобы рекомендовать м-т расторгнуть договоры с ОАО «ОмскВодоканал» и создатг муниципальное предприятие, которое будет заниматься водоснабжением города. Депутаты с сожалением замети.-;- -в 2005 году ОмскВодоканалу передавали водопроводное сети с износом в 65% и под обещания этот износ существенно сократить, а к 2013 году этот показатель превысил «О •