31 мая в Омске состоялся архитектурно-градостроительный совет, где обсудили эскизный проект комплексной застройки территории в границах улиц Карла Либкнехта — Ленина — Щербанева — Гагарина. Омские архитекторы — директор ООО «Архбюро 91» Андрей КОСОЛАПОВ и директор ООО «АРТЭС» Артур ОБОТУРОВ презентовали свое видение застройки части исторического центра Омска. Представленная работа стала продолжением проекта 2007 года, однако теперь министерство культуры Омской области с помощью ТПИ «Омскгражданпроект» разработало проект зон охраны и планировки территории, где регламентированы примерные параметры застройки. Заказчиком выступило ЗАО «Неострой» (гендиректор Евгений СЫРОМЯТНИКОВ).
Авторы проекта разделили территорию на три зоны. Первая включает в себя памятники истории по улице Ленина, которые затронуты не будут, вторая — зоны регулирования застройки по улице Бударина, где появится парк, пешеходная эспланада и здания высотой до 15 метров. Здесь планируется разместить два торговых комплекса и гостиницу (площадью 32,5 тысячи кв. метров). Один объект торговой недвижимости займет землю, до сих пор занятую скандально известным самостроем компании «Новострой» Андрея ПАРАДЕЕВА. Проект каждого нового здания пройдет экспертизу в региональном министерстве культуры. Высотность составит не более 7 этажей с учетом подземных парковок. В третьей зоне предполагается возвести здания высотой до 22 метров. В эту зону попадает торговый комплекс «Летур-Центр», который планируется реконструировать (27 тысяч кв. метров).
Как рассказал Андрей КОСОЛАПОВ, новый вид обретет набережная, на которой появится высотный акцент, это может быть памятник или обелиск, символизирующий 300-летний юбилей Омска. За ним разместится (под строящейся сейчас развязкой) подземная двухъярусная парковка на 180 машино-мест.
Артур ОБОТУРОВ рассказал об объекте, ради которого и затевался весь проект, это здание самостроя, которое должно превратиться в 6-7-этажный комплекс под рабочим названием «Классик». Здесь предусмотрена подземная парковка на 33 машино-места, а два верхних этажа планируется сделать остекленными, что позволит скрыть объем. Первые этажи предполагается декорировать полуколоннами, штукатуркой, установить капители.
Общее число машино-мест на территории — 374. Все архитекторы сошлись во мнении, что этого недостаточно для такой территории. Кроме того, на улице Ленина парковок практически нет.
Проект территории оценен неоднозначно. Архитектор Александр ГАЦЕНКО назвал его удачным, но не для Сибири, а для европейского города. Самострой как отдельно стоящее здание ему понравился, но новые здания не вписываются в архитектурный ансамбль улицы Ленина. В связи с этим он вспомнил удачный, по его мнению, объект Владимира ПАРОВЫШНИКА — ТК «Пять звезд», выполненный в стиле ретро и единой бело-желтой цветовой гамме с Любинским проспектом. Однако Михаил ПАРФЕНОВ считает иначе: здание должно отражать свою эпоху, а не копировать 100-летнюю архитектуру. Это мнение поддержал Олег ФРЕЙДИН, сказав: «Чем сильнее контраст между старым и новым, тем ценнее старые здания».
Были также высказаны опасения, что новые объекты перекроют вид с улицы Гагарина на историческую застройку. Однако этот миф развеяла чуть позже замгендиректора ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Лариса МАСЛОВА, которая разрабатывала зоны охраны, рассказав, что есть фотографии с остатками стен бывшей старой застройки на уровне 15 метров. Она также отметила, что «Летур» съедает всю панораму на Ленина». Тем не менее большинство профессионалов попросили авторов, насколько возможно, «срезать» здания.
В самом начале обсуждения главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ отметил, что новая застройка спасет старую от затопления. Анатолий ЛУНИН подсказал, что в таком случае при строительстве новых объектов необходимо делать котлован ниже уровня подвальных этажей памятников, иначе они будут затоплены.
Проект «Летура» раскритиковало все архитектурное сообщество. Звучали фразы о «примитивности приема» и «неудачном решении», но более подробно никто вникать не стал. В зале сидел владелец торгового комплекса Леван ТУРМАНИДЗЕ.
Если с улицей Бударина мы немного стали разбираться, то осталась проблема с улицей Гагарина, — завершил обсуждение Анатолий ТИЛЬ, утвердив проект за основу.