Несмотря на то что городские чиновники неоднократно заявляли о своем желании развивать и пропагандировать велодвижение, пока поводов для радости у велосипедистов немного.
Действующая дорожно-транспортная сеть не приспособлена для выделения отдельных полос для движения велосипедистов, — заявил директор департамента транспорта мэрии Омска Олег Осинский на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Единственное, чем участники комиссии ограничились, -рекомендовали застройщикам новых микрорайонов учитывать в будущих проектах возведение велосипедных дорожек. Учтут ли застройщики рекомендации, реализация которых потребует дополнительных финансовых вложений, неизвестно. В то же время потенциал уже существующей дорожно-транспортной сети исчерпан далеко не полностью. На это с приходом лета указывают сами владельцы велосипедов.
Группой в пять-шесть человек совершаем ежедневные прогулки по омским улицам. Исколесили практически весь город. Полностью очищены от накопившейся за зиму грязи только центральные магистрали -улица Красный Путь, проспект Карла Маркса, Тарская. На большинство других магистралей уборочные машины не заезжали ни разу, — говорит любительница велосипедного спорта Елена Иванова.
Невозможно двигаться на велосипеде вдоль бордюров по улицам Богдана Хмельницкого, Ипподромной, Пушкина, Жукова. На оживленных магистралях Герцена, 5-я и 7-я Северные ширина полос грязи нередко превышает метр с каждой стороны дорожного полотна. Накопившей в себе массу канцерогенных веществ пыли столько, что ее слой кое-где уже превышает высоту бордюров. При движении тяжелая техника постоянно поднимает эту гремучую смесь в воздух.
Напомним — по данным Омской межрайонной природоохранной прокуратуры, предельно допустимое содержание пыли в воздухе, которым дышат пешеходы и велосипедисты, вдоль многих трасс превышено в 20(!) раз.
Немногим лучше и ситуация с обеспечением безопасности в первую очередь велосипедистов и скутеристов. Не имея возможности двигаться по трассе вдоль бордюра, они вынуждены перемещаться левее, уменьшая тем самым расстояние до следующего в попутном направлении транспорта. Любое неосторожное движение кого-либо из водителей или банальная неровность дорожного покрытия неминуемо приводит к ДТП с тяжелыми последствиями для того, кто управляет двухколесным транспортным средством. Получается, что велоспорт в Омске — это не здоровый образ жизни, а прямой путь в больницу либо с легочными заболеваниями, либо с травмами.
Стоит отметить, что обязанность следить за состоянием дорожного покрытия лежит на Управлении дорожного хозяйства и благоустройства мэрии. В правилах уборки территорий в летнее время и весенне-осенний период сказано: «Проезжая часть должна полностью очищаться от загрязнений и промываться». И далее: «Не допускаются грунтово-песчаные наносы и загрязнения различным мусором в прибордюрных зонах». В тех же правилах указывается, что период летней уборки в Омске устанавливается с 16 апреля по 14 октября. На дворе уже июнь, а «грунтово-песчаные наносы», к сожалению, пока исчезли только в центре города. В то же время легко подсчитать, что, к примеру, при шестнадцатиметровой ширине проезжей части улицы Герцена на сегодняшний день из-за грязных обочин не эксплуатируется почти пятнадцать процентов дорожного полотна. Этого не только для велосипедистов и скутеристов хватит, тройки лошадей пройдут. Главное -чистить вовремя.
КОММЕНТАРИЙ
Винтор ЛАВРИК, Начальник отдела эксплуатации объектов дорожного хозяйства Управления дорожного хозяйства и благоустройства Омска:
От накопившегося мусора и грязи в первую очередь очищается центр города, так называемые гостевые маршруты. Позже — периферийные трассы. К примеру, уже началась очистка улицы Герцена. Грязь убрали до 18-й Северной. В июне работы будут завершены, и настанет очередь прилегающих к ней дорог — тех же 5-й и 7-й Северных. Если потребуется, в течение лета будет проведена повторная очистка дорожного полотна.