Почти 100 лет назад, в 1914 году, в Омске был введен в строй городской Торговый корпус. Ныне это здание музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. История этого строительства не только интересна, но и поучительна.
Базарная площадь должна стать нарядной
Драматический театр по проекту архитектора Илиодора Хворинова был построен в 1905 году. А напротив нарядного здания, которое с рождения и по сей день сравнивают с тортом, был Центральный базар с сопутствующими рынкам неразберихой и грязью. Контраст бросался в глаза, но некоторое время городские власти терпели, не зная, как решить проблему. А в апреле 1911-го Комиссия о пользах, нуждах и по благоустройству города (была такая в городской думе) решительно постановила: постройка каменных рядов необходима. В заключении гласных (так называли в то время депутатов) отмечено: «Теперешними базарными постройками земля в центре города обесценена и много ея занято необходимыми при деревянных постройках перерывами. Комиссия нашла возможным застроить каменными помещениями 4900 кв. саженей, что, по ея мнению, дало бы дохода городу в течение первых 24 лет, когда будет погашаться вложенный капитал частных лиц, по 10-15 руб. за кв. сажень, или 49000-75500 руб., по истечении льготного срока — по 55 руб. за кв. сажень — 270 000 руб.».
Выгода выгодой, но и про эстетику не забыли. Сначала предложили немедленно построить крытые галереи для торговли мясом, дичью, зеленью и рыбой. А на каменные корпуса объявить конкурс проектов, «согласно которым будущие арендаторы обязаны будут возводить свои постройки^). То есть не как пожелает инвестор, а как решат «отцы города».
В июне 2011-го комиссия уточнила предложение: корпуса должны быть двухэтажными и, главное, внешне должны выглядеть как продолжение Любинского проспекта.
23 сентября городская Дума постановила: объявить конкурс на проектирование торговых корпусов. Гласные немного поспорили: публиковать ли условия в столичной печати или только в провинциальной? Приняли решение о «широкой публикации». Утвердили и размер премий архитекторам: 500 рублей за первое место, 300 — за второе, 200 — за третье. Это были большие деньги. Для сравнения: в 1911 году корова стоила 25-28 рублей, оплата труда рабочих составляла от 80 копеек до 1 рубля 20 копеек в день.
Победил «Синий круг»
Не зря конкурс был объявлен всероссийским! Все три премии взяли иногородние зодчие.
17 февраля 1912 года на заседании городской думы были вскрыты пакеты с именами победителей. В конкурсе они участвовали анонимно. Чтобы не было пристрастного голосования, каждый представлял проект с придуманным девизом. Лучшим был признан «Синий круг» гражданского инженера из Томска Андрея Крячкова. Вторую премию присудили Е. Оржешко, тоже из Томска, за проект «Баш на баш», третью — окончившему Петербургский институт гражданских инженеров А. Зелигсону.
Считается, что Андрей Крячков в своем проекте для Омска воспользовался планировочным решением и общей композицией разработанного им для Ново-николаевска здания Торгового корпуса. Там стройка уже подходила к концу. Сегодня это здание в Новосибирске также передано музею — краеведческому. Однако эти дома не близнецы, их называют «условными братьями». Каждое — самостоятельная творческая работа зодчего, несущая в себе черты его стиля и художественных пристрастий.
Что подкупило омичей в проекте «Синий круг»? Надо думать, в первую очередь то, как автор вписал Торговый корпус в существующую застройку. Он предложил возвести здание строго симметричное, как и стоящий напротив городской театр. Оси симметрии обоих зданий совпадали, и между ними создавалась пространственная связь. Не вызывало сомнения и то, что такой Торговый корпус, как и желалось, станет достойным продолжением Любинского проспекта. Впечатлял композиционный прием. Большая арка в центре с двумя пилястрами, низкий декоративный купол, арочные перемычки окон лестничных клеток. Здание в стиле модернизированного классицизма выглядело (и выглядит) монументально, в меру строго — с учетом предназначения, и при этом выразительно.
Что сегодня не так, как было после окончания строительства в 1914 году? Здание было окрашено в белый цвет, а металлическая кровля — в красный. Помимо двух входов на лестницы существовало еще одиннадцать — в магазины.
Но торговали здесь недолго. В советское время сначала устроили клуб. А в 1930-м здание передали новому вузу — СибАДИ. Торговый корпус основательно перестроили, из двухэтажного он стал трехэтажным. Музею здание было передано в 1996 году после реконструкции. Во многом это было возвращение к оригиналу Андрея Крячкова. Например, восстановлен парадный зал. Правда, изначально этот зал, называемый городским, то есть строившийся для проведения торжественных актов, был двусветным. Сегодня с восточной стороны для небольших музейных экспозиций созданы комнаты, но все равно это один из лучших залов Омска — и по декору, и по акустике.
Уроки прошлого
Как серьезно отнеслись власти Омска к строительству объекта в центре Омска! Не административного или культурного здания, а всего лишь Торгового корпуса. Но и у гласных думы, и у городской управы было абсолютное понимание: они ответственны за внешний вид Омска, за то, каким они его оставят будущим поколениям. Строительство Торгового корпуса — пример вдумчивого отношения к формированию архитектурного облика города.
А еще — пример взаимоотношений городской власти и бизнеса. В начале XX века город бурно развивался, стремительно превращаясь в «Сибирский Чикаго». Инвесторов — хоть отбавляй, своих и иностранных. И все хотят строить, торговые предприятия в том числе. Если бы сами заказывали проекты про своему вкусу — не было бы в Омске стройного Любинского проспекта. Но никто не сомневался, что предприниматели будут возводить свои торговые площади так, как им определит власть. И всероссийский конкурс — чтобы не совершить ошибки, чтобы был выбор из лучших вариантов.