-Ирина Анатольевна, 12 июня праздник — День России. Это просто выходной день посреди недели или действительно повод для взлёта патриотизма?
-Пожалуй, я отношусь к тем людям, которым трудно понять, что же такое мы празднуем. Я как-то не вписалась в эту дату. Выходных же сейчас стало так много, что возникает естественное чувство недоумения: работа, видимо, ценится меньше.
-Так ведь и с Днём Победы, который мы отмечали недавно, не всё так просто, хотя ещё два десятилетия назад он вызывал у всех гордость за свою страну. Теперь же для части молодёжи Вторая мировая была не то в 1812 году, не то после дождичка в четверг. Как вы думаете, почему это произошло: от плохого преподавания истории в школе или есть и другие причины?
-Идёт нормальный процесс забывания. И современная история вытесняет подробности прошлого века, оттягивая внимание на себя. Проблема не в том, что молодые люди путают даты. Проблема в том, куда «падают» цифры и факты. Они ведь и в 19-й век могут рухнуть. Главное — понимание последовательности событий, их смысла и значения. В советское время были хорошие фильмы, книги, песни о войне. К ним добавлялись воспоминания близких людей. Сейчас снимаются так называемые блокбастеры. Согласитесь, это нечто другое и с другими целями. Историю нельзя превращать в развлекаловку с трюками. Недавно это наконец-то осознали, но многое уже упущено.
-Не с этим ли связано предложение вице-спикера Госдумы Сергея Железняка о введении уголовной ответственности за пересмотр итогов войны и сомнение в подвиге советского народа? В блогосфере нынче встречаются потрясающие высказывания; «Лучше погибнуть в ночном клубе, чем в бою за советскую идею»…
— Понятно, что Железняк сделал это из благих намерений сохранить целостность страны, обеспечить нормальное развитие будущих поколений, не допустить оскорбления ветеранов войны. Кажется, да, идея правильная. Только вот хорошо бы ещё поразмышлять, что может право, а что нет. Я не уверена в способности закона решить столь сложный вопрос. Надежда на общество, которое всё-таки опамятуется и выстроит систему воспитания и образования.
-Ирина Анатольевна, вообще-то, нынешняя интеллигенция очень застенчиво относится к слову «патриот», стыдится его. Порхает в её кругах фраза англичанина Самуэля Джонсона про «патриотизм — последнее убежище негодяев», которую он произнёс ещё в 1775 году. А у нас её «раскрутили» через два с лишним столетия.
-Джонсон сказал её в пылу политической полемики с партией вигов, причём оппоненты не были против люб»ви к Родине, напротив — даже состязались, чья любовь правильнее. Наши же интеллигенты — или как их принято нынче называть — специалисты, скорее всего, толком не зная происхождения фразы, подхватили её. И исказили смысл, попутно добавляя к слову «патриот» хлёсткие словечки вроде «проклятый коммуняка», «черносотенец» и прочие. Интеллигенция, борясь за свободу, всегда была несвободна внутри, поскольку с крайней категоричностью относилась к тем, кто думает не так, как она. Контроль очень жёсткий: например, если ты не за Прохорова, то кто ты такой вообще?!
-Ирина Анатольевна, а сегодняшняя оппозиция? Может быть, она всё же патриотична, скажем, в «глубине души», хотя все их требования сводятся к «Путин, уходи»? И никакой позитивной программы при сплошном отрицании всего и вся.
Ничего не имею против оппозиции. И когда люди, о которых вы говорите, только начинали активные действия в конце прошлого года, они не могли не привлечь внимания. Но довольно быстро стало понятно, что современный «протест» служит щитом между властью и реальными точками социального напряжения, одна из которых — образование. Политические лозунги прикрыли по-настоящему серьёзные проблемы. Большинству населения не понять,, за что бьются эти «пассионарии». Да и многих смущает дивный набор вождей на трибуне очередного митинга. Мы отлично помним некоторых из них со времён 90-х, когда так «демократично и патриотично» был со стрельбой разогнан парламент. Я была тогда в Москве, и всё произошло на моих глазах. Но молодёжь пока тянется к лидерам нынешней оппозиции. Видимо, сказывается возрастное бунтарство. И опять-таки незнание буквально вчерашней истории.
-Но, наверное, есть и другая молодёжь?
-Да, она разная. У меня — замечательные студенты. Они хотят учиться и хотят работать в своей стране. И в такое время очень важно дать им модель поведения. Глупо кричать, что вся молодёжь плохая, испорченная. По сути дела, что мы сами в наших детей заложили, то и получили. И получим.
Вот и премьер-министр Дмитрий Медведев, видимо, рассчитывает на подрастающее и мужающее за мониторами компьютеров поколение. Он даже разрешил завсегдатаям блогосферы называть его Димоном. Как вы к этому относитесь?
-Дмитрию Анатольевичу виднее, конечно. Но вот вы захотели бы работать в крупной организации, которой руководит, предположим, Колян или Толян? Вряд ли он способен поддерживать отношения с подчинёнными соответственно статусу. Да и кто будет всерьёз слушать какого-то Димона?
Досье
Ирина Анатольевна 0Г0Р0ДНИКОВА, завкафедрой социологии ОмГУ. Родилась в 1952 году. Выпускница философского факультета Уральского государственного университета. После окончания аспирантуры Ленинградского госуниверситета и успешной защиты диссертации работала в Омском политехническом институте. С1991 года — в ОмГУ, с 1999-го возглавляет кафедру социологии. Кандидат философских наук, доцент.