-Последние месяцы Омскую РЭК преследуют скандалы. Омичи гигантские суммы переплатили за ОДН по воде. Доверие населения к комиссии, кажется, бесповоротно подорвано. Правительство что-то изменит в тарифной политике?
Говорить о том, насколько экономически обоснован тариф, — это одно. Но есть и второе — политика. И, к сожалению, мы до конца не учли политический фактор, принимая тариф. Экономически они обоснованы, но мы теперь понимаем, что люди не должны страдать от того, что у организаций большие издержки. У нас на 80 процентов изношены трубы. Например, потери на сетях Облводопровода 36,7 процента. Эти потери вынужденно закладываются в тариф, чтобы предприятие выжило. Чем лучше условия для работы предприятия, тем меньше нужно выделять дотаций из бюджета. А это тоже наши деньги. Получается замкнутый круг. Теперь с учётом поправок, с учётом тех процессов, которые прошли, конечно же, мы будем минимизировать нагрузку на граждан. Мы будем выполнять поручение президента страны по повышению тарифов не более чем на шесть процентов в год.
Сегодня в отношении чиновников областных структур возбуждаются уголовные дела, проводятся обыски. Это большой удар по имиджу власти.
Это нормальная тенденция. И если есть малейшее подозрение на то, что где-то чиновник сработал неправильно, мы готовы идти на сотрудничество с правоохранительными органами, невзирая на то, как это влияет на наш имидж. И когда мне говорят: «А вот сегодня мы хотим провести обыски там-то и там-то», я говорю: «Ну, ребята, проводите». Но я не понимаю, зачем мы нагнетаем обстановку вокруг этих дел. Вот если задержат, скажем, убийцу, проведут у него обыск, это не афишируется. А здесь мгновенная реакция пресс-службы Следственного комитета. И у омичей создаётся впечатление, что вокруг одна коррупция в регионе.
Ваша фирменная улыбка всё реже появляется на вашем лице, зато теперь в ход пошли разговоры о снятии голов. Вы стали жёстче?
Я как ни открою прессу, читаю: «Назаров мягкий». Ёлки-палки, значит, надо быть жёстче… Ну а если честно, системы управления в бизнесе и в органах исполнительной власти очень разные. В бизнесе есть мотивация для исполнения решений и там не нужно повышать голос. Здесь этого не происходит, и для того, чтобы тебя услышали, приходится говорить очень громко и очень часто. Так что отсутствие улыбки — это вынужденная мера. С другой стороны, мои коллеги, которым я обещал снять голову, поймут мой посыл, и снятие голов мы немножко секвестируем.
В последнее время эксперты говорят о том, что при вас статистика стала правдивой. Что нет теперь тех приписок, которые практиковались при Полежаеве.
Я не готов обсуждать статистику, которая была до меня. Но честно скажу: некоторый формат приходилось менять. Сегодня мы проваливаемся по поголовью скота, которого у нас было немножко больше, чем на самом деле, соответственно, проваливаемся и по молоку.
Вот тюменское правительство помогает муниципалитету. В прошлом году купили 50 автобусов, в этом обещают 50. А чем вы помогли омскому муниципалитету?
Вы всё время начинаете вопрос: «А вот в Тюмени…». Давайте придём к пониманию: бюджет Тюмени 140 миллиардов. Это регион, который сидит на нефтяной игле. Сравнивать, конечно, можно, но это необъективно. И второе, вы вспомните про отрицательный трасферт, который мы практически не забираем из города. На дороги Омска из дорожного фонда, который создан при правительстве Омской области, выделяется полтора миллиарда рублей.
Не хотелось бы говорить сегодня слово «к сожалению» и другие слова, которые говорят о негативе, но тем не менее у муниципалитета сегодня плохо с бюджетом. И действительно мэр приходит ко мне и говорит: «Мне нужно 120 миллионов на то, чтобы закрыть зарплату учителям». Мы понимаем, и хотя у нас тоже бюджет дефицитный, всё равно стараемся оказывать помощь.
На днях вы решили создать специальную рабочую группу, которая займётся сбором налоговых недоимок с предпринимателей.
Это вынужденная мера. Это крик души, я не понимаю, как можно жить в регионе и при этом стараться уйти от налогов. 1 миллиард 326 миллионов не поступило только в региональный бюджет. На эти деньги мы рассчитывали дать отпускные педагогам, социальным работникам. А вынуждены были опять прийти в банк и занять деньги. Мы фактически кредитуем те предприятия, которые расположены на территории Омской области. Раньше существовала такая комиссия, но я не видел её потенциала: думал, всем и так понятно, что налоги надо платить. Теперь будем приглашать руководителей предприятий и с каждым разговаривать.
«Газпромнефть-Омск» разделяется, и солидный кусок переходит под управление Новосибирска, налоги с миллиардного оборота тоже уходят туда. Опять у Омска отнимают нефтяные деньги?
Часть бизнеса действительно перерегистрируется в Новосибирскую область, при этом другая часть бизнеса форматируется на территории Омской области. Весь транспорт «Газпром нефти» будет зарегистрирован здесь. Таким образом, тот доход, который будет уходить в Новосибирскую область, за счёт трансформации транспортных услуг и создания здесь логистической конторы, будет полностью возвращаться. Здесь мы угроз по снижению доходной части от «Газпром нефти» не видим.
Ещё недавно очень многие говорили о том, что Назаров не подходит для своей должности.
Я сам на первом этапе думал, что не подхожу. На меня свалилась такая махина… Это прежде всего ответственность за то, как должны жить люди. Поверьте, даже сегодня самое большое чувство безысходности у меня вызывает приём граждан. Люди идут ко мне как к последней инстанции с судебными решениями, где они не смогли отстоять свои права, с болезнями своих детей, которые невозможно вылечить, с жилищным вопросом. Психологом приходится работать. Для меня это очень тяжело, не могу это переварить. А подхожу — не подхожу… Для себя я уже решил, что назад пути нет.
Досье
Виктор Иванович НАЗАРОВ Губернатор Омской области. Родился 18 октября 1962 года в с. Ингалы Большереченско-го района Омской области. Окончил ОмГУ по специальности«правоведение». С 1988-го по1990 год служил в органах прокуратуры Черлакского и Омского районов. С 1990-го — следователь Военной прокуратуры. С 2005-го по 2012 год — гендиректор ЗАО «Омскрегионгаз» (с 2010 года — ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск»). В 2011 году был избран депутатом Заксобрания Омской области.