Расследование и суд по «делу Иванова» длились около четырёх лет
На днях Омский районный суд вынес приговор бывшему главе Ключевского сельского поселения Олегу Иванову. Изначально его обвиняли сразу по пяти статьям УК РФ: «мошенничество» и «злоупотребление служебным положением», «применение насилия, опасного для жизни и здоровья в отношении представителей власти», «побои», «мошенничество группой лиц по предварительному сговору».
История этих уголовных дел интересна не менее, чем сама фигура Олега Иванова. Его первое знакомство с жителями Ключей состоялось в 2005 году, когда селяне пожаловались на непомерно высокие тарифы в объединение жителей Советского округа «Нам здесь жить», куда входил Иванов. Вместе с жителями Ключей он участвовал в протестной голодовке и «бросался на баррикады». Так у поселения появился новый глава: молодой, эксцентричный, с буйным нравом. С тех пор Олег Иванов не раз вступал в оппозицию к власти: он конфликтовал с местной УК, приютил в Ключах опального майора Дымовского, отличившегося видеообращением к президенту о коррупции в правоохранительных органах, попадал во множество скандальных историй.
И вот однажды на Иванова завели первое уголовное дело. По версии следствия, Иванов совершил «мошенничество» и «злоупотребление должностными полномочиями» при предоставлении земельных участков под ИЖС. В 2008 году к главе администрации поселения с просьбой о содействии в получении земельного участка в посёлке Харино обратились двое омичей. Иванов выделил им земельный надел, за что, по его указанию, заявители перечислили на счёт администрации Ключевского поселения 108 тысяч рублей. Однако в процессе оформления земли выяснилось, что правом её распределения Иванов не обладал. Заявители обратились в администрацию Омского района. В итоге участок, который, как они полагали, был уже оплачен, выставили на торги, и им он не достался. Сам Олег Иванов виновным себя так и не признал, показав на предварительном следствии, что 108 тысяч рублей были перечислены на счёт администрации в качестве благотворительной помощи.
Следом «под расстрел» вместе с Ивановым попала его ближайшая соратница и сотрудница поселковой администрации Анна Лаврова. По версии обвинения, она, вступив в преступный сговор с главой Ключей, учредила клон местной УК ООО «Ресурстрансстрой», отличающийся от настоящей компании только номером лицевого счёта. Следом соучастники изготовили липовые квитанции об оплате коммунальных услуг и разложили их по почтовым ящикам. Жители квитанции оплатили, выбросив на ветер порядка 19 тысяч рублей.
Отголоском этой истории стал конфликт Иванова с сотрудниками УБЭП. В рамках уже возбуждённого уголовного дела они приехали в администрацию Ключей и в поисках доказательств изъяли компьютер Лавровой и ноутбук Иванова. Горячий глава бился за имущество как лев: один из сотрудников был укушен за палец, у другого пострадала голова и рубаха. Но самому Иванову досталось от милиционеров ещё сильнее -он был госпитализирован.
Последним «грехом» стала драка с давним приятелем, правозащитником Валентином Кузнецовым. В 2010 году председатель общественного комитета по правам человека очень хотел стать депутатом, а Иванов поддерживал кандидата от КПРФ. Так между бывшими друзьями пробежала чёрная кошка. Кузнецов расклеивал по Ключам листовки, порочащие деятельность главы, Иванов их срывал. За этим делом они однажды и встретились. Для Кузнецова свидание окончилось несколькими ударами в голову и рассечённой бровью. Для Иванова — обвинением в побоях.
Однако в суде от столь весомых обвинений остались рожки да ножки. По самым тяжким статьям приговором Омского районного суда Олег Иванов был оправдан. Так, судья Александрова посчитала недоказанной его причастность к истории с клоном местной УК — в ноутбуке, который Иванов так отстаивал, ничего крамольного не нашли. Под сомнением и сам факт события этого преступления — несмотря на многолетнее расследование, второй фигурантке этого дела, Анне Лавровой, официально являющейся директором фальшивой УК, до сих пор не предъявлено обвинение. И, возможно, данное уголовное дело было лишь средством давления на строптивого главу.
Историю с неправомерным предоставлением земельного участка под ИЖС из «мошенничества» суд переквалифицировал в более мягкую статью — «превышение должностных полномочий».
В итоге из пяти статей, которые инкриминировало Иванову следствие, осталось лишь три. Помимо «превышения должностных полномочий» Олега Иванова признали виновным в «применении насилия к представителям власти» (за избитого и укушенного сотрудника УБЭП) и «побоях» (за избитого Кузнецова). Приговор — три года лишения свободы условно.
Несмотря на мягкость вердикта, Олег Иванов планирует его обжаловать — ни по одному из эпизодов своей вины он не признаёт. Хотя, по идее, мирские дела уже не должны волновать подсудимого — некогда бунтарский дух бывшего главы Ключей усмирила вера. После того как он покинул руководящий пост, Олег Иванов стал пастором церкви «Благодарения, чудес и славы Божьей» евангельских христиан. Располагается она в Кормилов-ском районе. Реакция прокуратуры на приговор суда пока неизвестна.
ПО ВЕРСИИ СЛЕДСТВИЯ, НЫНЕ ОТРЕШИВШИЙСЯ ОТ ВСЕГО МИРСКОГО ОЛЕГ ИВАНОВ УКУСИЛ ЗА ПАЛЕЦ МИЛИЦИОНЕРА