«ТЫ САМЫМ БЫЛ СВОБОДНЫМ ИЗ ЛЮДЕЙ…»

Омичка нашла неизвестные воспоминания об Аркадии Кутилове

После серии материалов, посвященных этому, пожалуй, самому неординарному омскому поэту, в редакцию обратилась читательница из Оконешниковского района Елена ГЛАГОЛЬ. Она принесла стихи поэта Николая МЕДВЕДЕВА, посвященные Аркадию Кутилову.

Такого замечательного поэта, как Аркадий Кутилов, я открыла лишь благодаря вашей газете, — говорит Елена Андреевна. — Стыдно признаться, но до тех пор, пока мне не попал в руки номер «Вечёрки», я о Кутилове даже не слышала.

Напомним, что в одном из номеров «Вечернего Омска — Недели» рассказывалось о том, как Нэлли Арзамасцева, хранительница музея Аркадия Кутилова, спустя почти тридцать лет разыскала место захоронения этого самобытного омского поэта. Человека, который не был в фаворе при жизни, но получил признание после нее.

Несчастный, бездомный, но очень талантливый — я читала газету и плакала, — вспоминает Елена Глаголь. — А потом меня словно током ударило: да я же видела где-то эту фамилию! Причем совсем недавно. И там были какие-то строчки о нем. Их нужно было найти.

Перебрав в голове возможные варианты, Елена Андреевна сняла с полки небольшой томик стихов своего земляка, оконешниковского поэта Николая Медведева. Тоненькая, в мягком переплете книжечка, перелистать которую не заняло много времени. А вот и нужная страничка с воспоминаниями об Аркадии Кутилове.

«Он был человеком сложной, трагической судьбы, — писал Николай Медведев. — В юности я знал его — мы вместе работали в сельхозотделе саргатской газеты. Помню, с первого же раза он поразил меня строками пронзительного стихотворения:
Сапсан родился для капкана, Но я люблю его полет. Не станет клюва у сапсана -Он зайца гордостью убьет».

Мне тоже это четверостишие понравилось, — говорит Елена Глаголь. — Вроде и простенько, но только на первый взгляд. В этих строчках я почувствовала боль души поэта и поняла, что он же, наверное, писал про себя.

Отложив на время книгу, пенсионерка отправилась в библиотеку. Ей хотелось еще что-нибудь почитать из Кутилова. Или о нем. Но, к сожалению, там она ничего не нашла. Вернулась домой и снова взяла в руки книжку Медведева.

«А потом меня призвали в армию, и мы расстались с Аркадием, — читала Елена Андреевна воспоминания своего земляка. — Уже нет в живых Аркаши, потеряно немало друзей. Но он часто возникает в моей памяти. Его редкостный, необычайный талант, его струны души, излучавшие удивительную музыку рифм и чувств, стали доступны читающему обществу совсем недавно. Увы,так поздно…»

В память о своем друге Николай Медведев написал небольшое стихотворение. То самое, которое Елена Андреевна принесла к нам в редакцию:

И жизнь, и смерть не очень разделяя, Ты жил среди людей не на виду. Твоей стихией ширь была родная, А верным другом — суховей в страду. В тумане лет — протоптанные дали, И шлейф легенд еще живет за ним. Его в домах немногих привечали, А вот из многих часто был гоним. Непонятым, отверженным, забытым, Не гимны слушал — музыку полей. И в несвободном обществе, но сытом Ты самым был свободным из людей. Судьба, судьба… Ты жизнями играешь. Давно, Аркадий, мы расстались, что ж… Ты, Боже, прав! Ты лучших забираешь, А худшим долголетие даешь.

— К сожалению, несколько лет назад Николая Медведева не стало, — говорит Елена Глаголь. — Так рано, ведь ему еще не было и шестидесяти. А мне теперь хочется побольше узнать о Кутилове. О том, каким он был, этот поэт, которого мне открыла «Вечёрка».

СПРАВКА

Стоимость проезда в муниципальном транс порте составляет: в Москве — 25 рублей в Санкт-Петербурге — 25 рублей в Екатеринбурге — 23 рубля в Нижнем Новгороде — 20 рублей в Казани -19 рублей в Самаре -18 рублей в Новосибирске -17 рублей в Тюмени -16 рублей в Ростове-на-Дону — 15 рублей в Челябинске -15 рублей