Халхин-Гол, битва за Брестскую крепость, афганские перевалы
и пограничные заставы в Таджикистане — всё это можно увидеть
на панорамах старшего прапорщика Пограничного управления ФСБ России по Омской области Вадима КОРНЕВА. Объёмные, красочные, его работы с исторической достоверностью передают атмосферу тех давних событий.
Военная муза
Вдохновение к людям приходит по-разному. К одним является муза, к другим прилетает Пегас, а для Корнева музой стала армейская служба.
У меня за плечами три горячие точки, — поясняет Вадим. — В том числе Таджикистан.
Сказать, что после распада СССР на таджикско-афганской границе было спокойно, не смог бы даже самый большой оптимист. Караваны с оружием и наркотиками, обстрелы пограничных застав и наемники-снайперы, охотившиеся на пограничников, -наши ребята даже на рыбалку брали с собой автоматы. А иногда и кинолога с натасканной на взрывчатку и поиск душманов собакой.
Но в тот раз нам и собака не помогла, — говорит Корнев. — Наверное, тропу обработали каким-то спецсредством.
Угрозу парни почуяли сами. Забыв про рыбалку и передернув затворы, они начали методично прочесывать камыши. Минут через пять словно из-под земли послышался сдавленный крик. Как позже выяснилось, один из бойцов-пограничников наступил шипастым горным ботинком на… снайпера.
Лёжку даже в упор было не разглядеть, — вспоминает Вадим. — Если б не случай, нас всех положили бы там.
Снайпер оказался наемницей из Прибалтики. Правда, была она не в белых колготках, как в фильмах, а в импортном маскхалате. Его Вадим, бывший в то время снайпером десантно-штурмовой манёвренной группы, оставил себе как трофей. Пригодится для охоты на вражеских снайперов. А девушку российские пограничники передали в компетентные органы.
Лет семь назад тот давний случай в Таджикистане вдруг почему-то всплыл у меня в голове, — говорит Корнев. -Словно сам по себе, отчего -не пойму. В тот день я решил сделать свою первую панораму. Назвал ее «ДШМГ. Первая застава Ванч. Таджикистан».
Она и сейчас стоит у нас в Пограничном управлении.
Гетры Наполеона
Первая панорама была по размерам невелика — с обычную разделочную доску. Пограничный наряд, камыши и даже кинолог с собакой — все, как и было в жизни Вадима. Разве что снайперши нет. Вместо нее пейзаж панорамы украшает противопехотная мина.
Следующие работы были гораздо больше размером. Но главное ведь не размер — главное качество. Панорамы сражений — хобби для тех, у кого руки умелые. Вадим Корнев еще на гражданке успел стать художником-оформителем и умеет работать с разными материалами. К примеру, гору в большой панораме «Перевал Саланг в Афганистане» он сделал из пенопласта и кусков арматуры. Потом, уже поверху, накладывал гипс. Когда он подсох, обработал резцом и покрыл акварелью. А воду в реке сделал из силикона. На все про все ушло примерно полгода.
Но куда больше времени требуется, чтобы обмундировать всех солдат, участвующих в сражении, и определить каждому боевую задачу.
Кого-то нужно согнуть, чтобы не торчал из окопа, кому-то вручить автомат, — поясняет Вадим. — Но самое важное — это правильно раскрасить бойцов, нарисовать им мундиры. Занятие интересное, но весьма трудоемкое.
Нет, сам процесс нанесения краски не так уж и долог. А вот найти в Интернете, архивах или в библиотеке детальное описание формы, к примеру, немецкого офицера или японского самурая; узнать, какие цвета были на кокардах или погонах солдат разных эпох и народов, — это за один день не сделаешь.
-Обмундирование, вооружение — в моих работах все исторически достоверно, — говорит Корнев. — При этом я не зациклен только на пограничниках. У меня есть и римляне, и греческие гоплиты, и мушкетеры, и гвардейцы кардинала, и англичане, и наполеоновские солдаты. И всех их нужно одеть с помощью кисти и красок в родную, что называется, форму. Без работы с архивами это практически невозможно. Ну как еще, например, можно узнать, что у старой наполеоновской гвардии было синее обмундирование с белыми гетрами?
Сделано в СССР
Начав с Таджикистана, Вадим расширил тематику.
Я сделал несколько, если так можно сказать, мини-работ, — говорит Корнев. — На одной из них — «Халхин-Гол», которую я передал в наше Погрануправление, — в атаку на самураев идет пограничный десант. Впереди — политрук-с пистолетом в руке, зовущий бойцов за собой.
Еще две работы омского пограничника хранятся в музее Омской городской общественной организации «Ветеранское братство». На первой Корнев изобразил высадку немецкого десанта. Собственно говоря, так эта панорама и называется. А вторая -словно бы продолжение первой. И название соответствующее — «Захват немецкого офицера советскими разведчиками». Отбегались фрицы.
Вообще-то рассказывать о работах Вадима — дело неблагодарное. Их лучше увидеть. Особенно самую большую из них — тот самый «Перевал Саланг в Афганистане».
Сам я там не был, — поясняет Вадим. — Пришлось много беседовать с очевидцами, рыться в архивах. А что-то из хитростей афганской войны дошло и до Таджикистана.