В ходе состоявшейся 11 июля пресс-конференции управляющий Омским отделением Сбербанка Игорь МЕРКУЛОВ познакомил представителей СМИ с итогами работы отделения в первом полугодии. Судя по тем данным, которые он сообщил, достигнутые результаты должны порадовать не только сотрудников банка, но и всех омичей: за полгода отделение перечислило в бюджет области 1,11 млрд руб. налогов.
О достигнутых результатах
С начала 2013 года Омское отделение выдало предприятиям разных сфер деятельности, включая крестьянско-фермерские хозяйства, кредитов на общую сумму 22,5 млрд руб. Остаток ссудной задолженности всех предпринимательских структур составил 34 млрд руб. При этом доля просроченной задолженности в целом по портфелю юридических лиц снизилась до 3,66%. По крупным предприятиям уровень несколько ниже, по малому бизнесу — выше, но все равно не превышает 4%.
Существенно выросли все показатели в сегменте розничного бизнеса. Если год назад на 1 июля омичи были должны Сбербанку 26 млрд руб., то на ту же дату в нынешнем — уже 35 млрд. А доля просроченной задолженности физических лиц по Омскому отделению сейчас составляет всего 1,37%, тогда как средняя по банку-2%.
Прирост объема выдачи населению разных видов кредитов примерно одинаков — порядка 30% к уровню прошлого года. Исключение составляют кредитные карты: из 135 тыс. карт, находящихся сейчас в обращении, 40 тыс. получены в 2013 году. В 2,5 раза выросло число абонентов системы Сбербанк ОнЛ@йн. Продолжается перевод на режим автоплатежа абонентов сотовой связи: за прошлый год к системе подключено порядка 100 тыс. человек, за полгода нынешнего — 96 тыс. Запущен пилотный проект по переводу на автоматический режим и коммунальных платежей.
В итоге прибыль Омского отделения составила 2,7 млрд руб., или на 11% больше прошлогодней, причем вся она сформирована ростом операционного дохода.
О долях рынка
В 2013 году Сбербанк нарастил свои доли на нескольких сегментах омского рынка финансовых услуг. В частности, на 1 июня в этом банке было размещено 60 млрд руб. сбережений омичей — более половины (50,9%) всех средств, привлеченных от населения региона. Этот показатель вывел Омское отделение на первое место по темпам роста среди региональных банков, работающих на адекватных по размеру (количеству жителей и объему денежных средств) рынках.
Несмотря на традиционно сдержанную тарифную политику, доля Сбербанка в общем объеме привлеченных средств юридических лиц тоже весьма высока — 31,11% по состоянию на 1 мая. Растет объем кредитов, предоставляемых малому бизнесу, и сейчас доля банка составляет уже порядка 36% этого рынка.
В 2012 году, после подписания соглашения с Пенсионным фондом России, активизировалась работа по продвижению продуктов, разработанных специально для пенсионеров. И теперь Сбербанк занимает 53% рынка пенсионных услуг. В прошлом году клиентами банка стали 20 тыс. омских пенсионеров, в этом году — еще 18 тыс.
Омское отделение для Омской области
Отделением заключено 20 контрактов на кредитование бюджета области на общую сумму 9,5 млрд руб. По мнению аналитиков Сбербанка, уровень риска по этим займам вполне приемлемый, а потому ставки по ним находятся на уровне 7,92-7,96% годовых. Долг Омской области составляет менее 30% годового бюджета и много меньше внутреннего регионального продукта. Так что кредитный лимит, установленный банком для Омской области, еще не выбран.
Кроме того, банк выиграл тендер на право организовать выпуск облигаций для Омской области. Как пояснил Игорь МЕРКУЛОВ, это стало возможным благодаря тому, что удалось доказать: все выпуски облигаций субъектов РФ, которые соответствующее подразделение Сбербанка организовало в 2012 году, были самыми дешевыми на рынке.
И, наконец, один из главных показателей деятельности Омского отделения за последние 6 месяцев — 1,11 млрд руб. налогов, поступивших в бюджет нашей области. Это примерно на 300 млн руб. больше, чем за тот же срок в прошлом году.
О «любимом детище»
Именно так г-н МЕРКУЛОВ назвал контактный центр Сбербанка, начавший свою работу в Омске год назад. Прошедшей зимой возникли некоторые проблемы с набором персонала, но теперь отставание от графика ликвидировано. Центр вышел на проектную мощность 49-50% от мощности всех площадок Сбербанка России. Сейчас там работает 2150 человек, которые ежемесячно принимают 2,3 млн звонков. То есть на каждое второе обращение по общероссийской «горячей линии» банка отвечают наши земляки.
Кроме того, контактный центр -крупнейшее новое предприятие, появившееся в Омске за последний год. После окончательного ввода центра в эксплуатацию он один обеспечит поступление в бюджет области 1,1 млрд руб. налоговых платежей ежегодно. Ожидается, что впервые это произойдет уже в нынешнем году.
О планах и перспективах
На сегодня услугами Сбербанка в той или иной мере пользуются 104 млн человек — фактически каждый житель России, который может быть его клиентом. И теперь банк ставит перед собой задачу — предложить такие продукты, чтобы каждый клиент стал пользоваться не одним-двумя из них, а многими.
А на уровне Омского отделения одна из главных задач — приблизить условия обслуживания сельских жителей региона к тем, которыми сейчас располагают жители областного центра. Вероятно, это станет одной из тем переговоров с губернатором во время предстоящего визита в Омск президента Сбербанка Германа ГРЕФА.