ГАЛИНА ТОЛМАЧЕВА:«НЕ МОДА ГЛАВНОЕ, А СТИЛЬ»

Заведующая кафедрой «Дизайн костюма» Омского института сервиса Галина Толмачева о секретах омской школы моды

Коллекции ее выпускников блистают на столичных и европейских подиумах, а омские весенние показы мэтры моды сравнивают по красоте и профессиональному уровню с парижскими.

В августе лучшие работы будут представлены на фестивале российской культуры в Каннах.

«Я им как вторая мама»

Мама Галя. Так много лет зовут заслуженного работника культуры России профессора Галину Толмачеву студенты. Вот что она об этом думает:

Я действительно им как вторая мама. Когда нужно — строгая. И не считаю, что такое прозвище может уронить авторитет. Мама Галя — это хорошо, по-домашнему меня и племянницы так зовут, и невестка.

У меня был смешной случай, когда пришлось задуматься о прозвищах. Сын учился в школе. Как-то сидел на уроке и рисовал. Учительница подошла, взяла лист, а там-ее имя, без отчества и в ласкательной форме. Так ребята между собой называли учительницу, которую, между прочим, любили. И вот вызывают меня в школу на беседу о поведении Леши. Я удивлена: он спокойный, воспитанный, никогда замечаний не было. Прихожу — предъявляют листок. Говорю: «А меня студенты называют солдатом в юбке». Учительница потрясена: «И как вы реагируете?». — «Нормально. А вы разве не знали, что дети придумывают педагогам прозвища?».

Обижаться смешно, не знать, что о тебе говорят ученики, для педагога со стажем странно. Я требовательный педагог, но при этом мы со студентами близки.

Стилисты — как врачи

Галина, есть множество определений моды. Ее называют капризной; непредсказуемой. А как ты отвечаешь на вопрос, что такое мода?

Неотъемлемая часть нашей жизни. Через моду мы выражаем свое отношение к окружающим, к себе. Но я против крайностей, когда люди гоняются за модой, погружаются в нее. Вообще, к слову «мода» я никак не отношусь. Для меня существует понятие «стиль». Откуда оно пошло? В древности писали на восковых пластинках палочками. Эта палочка называлась стилет. Стиль — принадлежность искусства. Большой стиль формировал эпоху. И в моде есть большой стиль: классика, фольклор. А индивидуальный стиль — это выбор.

Стильным человеком нужно родиться? Или вкус можно воспитать?

Можно воспитать. Или иметь своего стилиста. Я 30 лет говорила о том, что стилист — как личный врач. Мечта сбылась, мы открыли в институте еще один профиль: «Стиль и имидж в дизайне одежды».

Не будет ли это снижением планки: готовили творцов, теперь консультантов?

Дизайнеров одежды готовим по-прежнему. Но не все, кто хорошо рисует и обладает тонким вкусом, любят шить. И при этом готовы помогать людям найти свой образ. Как в передаче «Модный приговор». Опять приведу аналогию с медициной. Мы иногда в аптеках сами , ищем лекарства. Но запущенную болезнь самим не вылечить.

Красота -тяжкий труд

Какой город сегодня можно назвать столицей моды? Лондон, Париж, Милан?

Лондон — столица креатива, и там лучшая школа дизайна. Гальяно, Маккуин, Вествуд вышли оттуда. Париж — столица красоты, а Милан — место, где все продается, коммерческий символ моды.

Иногда говорят о диктате моды. Должен ли дизайнер быть диктатором?

Нет, диктат — в прошлом. Было время, когда навязывалось: если мини — то для всех. А сейчас эпоха демократичной моды, можно выбирать из разнообразия стилей, силуэтов -в зависимости от толщины вашего кошелька.

Как ты относишься к введению школьной формы?

Плохо. Я была ярым сторонником изгнания формы. Это нивелировка личности, как в годы культурной революции в Китае, когда все были в синих френчах. Вкус не формируется. Введение формы — попытка управлять детьми. А это трудно, у нынешних детей нет авторитетов.

Почему великие модельеры — почти сплошь мужчины?

Это тяжелый труд, а у женщин, как правило, на первом месте семья. Это работа, связанная с продвижением своих идей, она требует не только таланта, но и вложения огромных денег.

Что не знают абитуриенты о профессии, а знать бы нужно?

Вот именно это: тяжкий труд на всю оставшуюся жизнь. Все думают, что мода — это только красота, праздник.

«Самое трудное -родить идею»

Кто из авторитетов в мире моды первым высоко оценил ваших студентов? Вячеслав Зайцев?

Зайцев был у нас в 1988 году, посмотрел наш театр моды «Образ» и очень хорошо о нем отозвался. А путевку на столичные подиумы дал Александр Васильев. В 1996 году он возглавлял у нас жюри конкурса «Формула моды» и был восхищен. Сказал: «Я ехал в Омск и думал: ну что там может быть? А увидел молодых энтузиастов, которые еще и моду понимают». Он стал везде о нас рассказывать. Меня пригласили на семинар в Париже, я там показала записи коллекций наших студентов. Заведующий кафедрой Московского института сервиса посмотрел и сказал: «Я не верю, что это сделали в Омске. А если это так, то я снимаю перед вами шляпу». Это было в декабре 1997-го. С тех пор наши студенты и выпускники участвуют в престижных конкурсах молодых дизайнеров и часто возвращаются победителями.

В чем секрет успеха?

У нас очень хороший коллектив. Преподаватели — альтруисты. Иногда смотришь: приехала студентка из глубинки, со средней художественной подготовкой, приблизительным представлением о моде, а после первого курса выдает шедевры. Это значит: мы умеем учить. Есть свои методики, а главное — искусство преподаватели передают из рук в руки. Такой индивидуальной авторской работы у других нет.

Чему научить сложнее всего?

Самое трудное — родить идею. Вот наши Антон Галецкий и Катя Бабенко взяли Гран-при международного конкурса «Русский силуэт». Их коллекция называлась «Анатомия аксессуаров». Ребята придумали костюм как производное от шляпы, сумку, превращающуюся в пиджак, платье, форма которого напоминает ботинок. До этого додумались только они, и реакция мэтров моды была восторженной.

А в чем смысл превращений аксессуаров в одежду?

В творческом подходе. Можно что-то подглядеть в тенденциях моды, позаимствовать из журналов. А мы учим не подсматривать у других, а создавать.

И все это может носиться?

Конечно. Вот, например, Виктор Матвиенко в магистратуре сделал коллекцию «Деловой стиль». Победил на конкурсе «Подиум-2011» в Ростове-на-Дону. Деловой стиль — не значит скучный. Виктор соединил образы рюкзака и восточного костюма. А как соединять и создавать образы — этому мы и учим. И за это Вячеслав Зайцев вручил нам диплом «Лучшая школа моды».

В Омске и столицах

Иногда говорят: школа есть, а омской моды нет. Почему?

Не к нам, преподавателям, вопрос. Нужны деньги, чтобы открыть производство. У наших выпускников их, как правило, нет. И все-таки что-то получается. Алена Ванюшкина и Елена Винидиктова создали фирму «Артишок». Александр Богданов — «Гардероб плюс», 60 городов покупают одежду от этой компании. Андрей и Галина Сергеевы открыли «Легалайз». Люди, покупая их модные вещи, могут не знать, что это омский бренд. А в Москве, Петербурге наши выпускники работают в самых престижных Домах моды. Востребованы, потому и уезжают. Дизайнер Шура Тумашова одевала участников телепроекта «Ледниковый период», Оля Амарцева оформляет лучшие в стране витрины — ЦУМа. У Антона Галецкого ателье в Петербурге. И во многих городах наши выпускники преподают дизайн одежды.

С чего начинается путь в профессию дизайнера одежды? С желания наряжать кукол?

Все девочки наряжают. Первая ступень — художественная школа: У кого получается, хотят стать художниками. Я, например, окончила Свердловское художественное училище. Подумывала о ВГИКе, хотела стать мультипликатором. Но, наверное, не слишком хотела, иначе бы поехала, поступила. Работала оформителем в торгрекламе, создавала витрины ведущих омских магазинов. О том, что открывается институт сервиса, узнала от мамы. Она позвонила, говорит: там будут готовить художников-модельеров. У меня была семья, но я пошла учиться на дневное отделение. Окончила с красным дипломом, предложили остаться на кафедре.

Раньше на выставках можно было увидеть изысканные батики и гобелены Галины Толмачевой. Почему сейчас этого нет?

Потому что в первую очередь я педагог. Гобелены украшают мой дом, дома друзей. Это огромный труд. Во всем мире автор делает эскизы, а работу ткача выполняют мастерицы. Я все делаю сама, однажды даже растяжение кисти заработала. Увы, на большие творческие работы нет времени.