Трагедия на Иртыше
Напомним, 17 августа небольшое судно, выполнявшее рейс «Омск-Ачаир», в районе села Новая Станица столкнулось с сухогрузом. На борту «речного трамвайчика» с учетом членов экипажа находилось почти 60 человек. В результате столкновения 6 человек погибли, еще 47 получили травмы. Сразу после трагедии губернатор Виктор Назаров созвал экстренное заседание регионального кабинета министров. Был создан оперативный штаб, мобилизованы все необходимые службы для спасения людей.
Региональные власти отреагировали на происшествие оперативно, — отметил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.
28 августа вместе с руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Александром Давыденко он провел в Омске совещание по вопросу обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях России. В частности, было отмечено, что одной из причин трагедии на Иртыше стал человеческий фактор. Экспертиза показала: в момент крушения капитан «Полесья-8» Юрий Ратько находился в состоянии алкогольного опьянения. Управляя быстроходным судном, он на скорости свыше 60 км в час устроил своего рода слалом на воде. Сначала в нарушение всех правил разошелся правыми бортами с одним кораблем. Затем попытался повторить опасный маневр со встречным сухогрузом, однако за 50 метров неожиданно резко переложил руль вправо. На такой скорости в непосредственной близости от встречного судна подобные маневры недопустимы. В результате «Полесье-8» левым бортом буквально протаранило сухогруз.
ЧП можно было избежать дважды
Ответ на вопрос, почему в тот злополучный день капитан скоростного судна, перевозившего пассажиров, вышел в рейс без медицинского освидетельствования, следователи надеются услышать от должностных лиц ОАО «Омский речной порт», которому принадлежало «Полесье-8». Уже известно, что Юрий Ратько и раньше неоднократно заступал на вахту пьяным.
Окончательные выводы следствие сделает 17 сентября. Однако уже сейчас оно располагает свидетельскими показаниями о том, что Юрий Ратько регулярно злоупотреблял спиртным. Есть предварительная информация, что и в день трагедии при обходе судна должностное лицо порта, отвечающее за безопасность, видело, в каком состоянии находится капитан, однако от рейса его почему-то не отстранили, — говорит Виктор Олерский.
Причину преступной халатности назвал сам генеральный директор ОАО «Омский речной порт» Василий Данилов. Он признался, что выбирать работников руководству акционерного общества не приходится. Зарплаты в компании низкие, да и выплачиваются они нерегулярно. Вот и набирают кого придется. О чем можно говорить, если за двадцать лет Юрий Ратько менял место работы одиннадцать^.) раз. В ОАО «Иртышское пароходство», где Ратько работал прежде, не скрывают, что вздохнули с облегчением, когда он уволился. Однако работник с такой репутацией пришелся ко двору в ОАО «Омский речной порт», где на его «слабости» просто закрывали глаза.
Суши весла?
Участники совещания в Омске пришли к выводу, что рождением новых циркуляров или созданием дополнительных контролирующих организаций безопасность речных перевозок не повысить. Предписаний и так достаточно.
Необходимо повысить меру ответственности внутри самих судоходных компаний. Любой работник должен понимать, что все инструкции по безопасности написаны кровью. Если забываешь об этом — тебе не место на флоте, — уверен руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Александр Давыденко.
К сожалению, об этом давно забыли в ОАО «Омский речной порт». Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Напомним, в свое время председатель совета директоров Сергей Овчинников был обвинен в растрате в особо крупных размерах. Результатом проведенной им коммерческой сделки стало необоснованное расходование бюджетных средств на сумму 4,65 млн. рублей. Суд приговорил Овчинникова к 1,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком два года и со штрафом в размере 500 тыс. рублей. До недавнего времени сложности с законом были и у генерального директора ОАО «Омский речной порт» Василия Данилова. По версии регионального следственного комитета, с декабря 2011-го по май 2012 г. они вместе с главным бухгалтером открыли счета в банках Омска, Барнаула и Новосибирска и перевели туда более 13 млн. рублей с открытых счетов своей организации. Дело передали в суд, однако в связи с экономической амнистией по ряду статей Уголовного кодекса, связанных с предпринимательской деятельностью, его закрыли. Случилось это 22 августа — всего лишь через пять дней после трагедии с теплоходом «Полесье-8».
КОММЕНТАРИЙ
Александр ДАВЫДЕНКО
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации:
Несколько лет назад здесь же, на Иртыше, произошел весьма показательный случай. Капитан находился на мостике один, когда у него неожиданно случился инфаркт. В результате неуправляемое судно врезалось в берег. Люди тогда, к счастью, не пострадали. Трагедия с теплоходом «Полесье-8» подтвердила: один человек не может стоять у руля. Тем более когда речь идет о быстроходном судне, перевозящем людей. На море давно уже действует это положение, а ведь управлять кораблем на реке гораздо сложнее. Будем менять нормативную базу. Безопасность людей — главная задача перевозчиков. Нельзя вверять их судьбы в руки одного, подчас неадекватного судоводителя.