"ТЕАТР" - ЭТО ДОРОГОЙ БУТИК, А НЕ СУПЕРМАРКЕТ

«ТЕАТР» — ЭТО ДОРОГОЙ БУТИК, А НЕ СУПЕРМАРКЕТ

Разговор с главным режиссером Камерного "Пятого театра" Андреем Любимовым состоялся после закрытия театрального сезона. А это хороший повод поговорить об его итогах, поразмышлять о будущих задумках

— Андрей, каким для вас стал этот. десятый по счету, сезон? Все-таки цифра этапная для вашего коллектива.

— Знаете, я не хочу приучаться к мысли, что один сезон отличается от другого: есть «специальный» сезон и «не специальный»… Так же, как уникален каждый день нашей жизни, так же уникален и каждый новый сезон. Мы — работники театра и наша общая задача, и моя конкретно, как режиссера, сделать так, чтобы каждый день работы здесь был значимым и весомым. В нашем деле важно абсолютно все. Эфрос как-то написал: «Репетиция любовь моя». Это очень верно, ведь репетиция — это не просто подножие спектакля, репетиция — это значительная часть нашей жизни. Она так же ценна, как конечный итог. Я пытался и пытаюсь в работе подходить с такой меркой: каждый день и каждый сезон неповторимы и уникальны. В этом смысле десятый сезон не накладывает на нас какие-то особенные обязательства -мы просто честно делали свое дело.

— Довольно любопытное отношение к рубежным датам. Но все-таки, что бы вы выделили из премьер этого сезона? Со знаком плюс или минус, а может быть, со знаком вопроса. Что удалось в прошедшем сезоне, на ваш взгляд, а что, вы думаете, не получилось?

— Я предпочитаю всегда ставить вопросы, размышлять. Считаю, что удачи нами не должны осознаваться. Не зря же поэт сказал: «И пораженья от удачи ты сам не должен отличать». Поэтому для меня важно говорить не о том, что это хорошо, а это плохо, а приучать людей к личной ответственности за театр, за свое ремесло. У нас как повелось с советских еще времен? Вот приедет барин, барин нас рассудит, он расскажет нам, как надо жить, что правильно, что нет. И на режиссера под этим углом смотрят. Он все растолкует и разжует.

— Многие режиссеры именно так и работают!

— А я считаю, что каждый человек и за свою жизнь и за работу отвечает сам. Воспитание такого подхода, конечно, вопрос не сиюминутный. Как тут не вспомнить чеховский совет выдавливать из себя по капле раба. Многих эта фраза напрягает, человек обижается: как, я раб? Но это то основное направление, куда я прикладываю усилия. Мне хочется, чтобы артисты, работающие в театре, были моими сотрудниками, чтобы не было банального разграничения: начальник — подчиненный. Поэтому в конце сезона я предложил труппе: давайте вместе сочинять репертуар. Мы взяли пять пьес, разнонаправленных, прочитали их с листа, все вместе. А после этого обсудили, какие из этих пьес хотели бы внести в репертуар.

-И что это вам дало как руководителю?

— Это помогает воспитывать ту самую ответственность перед театром, перед зрителем, о которой я уже говорил. Артист должен выходить на сцену с пониманием ответственности за то, что с этой сцены звучит. Пожалуй, на сегодня это главная задача, которую я ставлю перед собой как главный режиссер.

— Уже после официального закрытия сезона в вашем театре прошла премьера спектакля «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско. Появление именно этой пьесы в репертуаре — это давняя задумка или спонтанное желание ответить на абсурд сегодняшнего дня? Как вы вышли на эту тему?

— Никакой спонтанности, во всяком случае для меня, не было. «Носороги » принадлежат к истории мирового театра и входят в список пьес, которые артист театра обязательно должен попробовать. Диалог с такого рода пьесами важен для профессионального роста, для общечеловеческого развития. В этой пьесе есть тема, о которой мы только что говорили, — тема ответственности человека перед самим собой и другими людьми. Как видите, выбор для меня не случайный. А тема ответственности есть и у Чехова, и у Пушкина, и у Ионеско. Так что у нас она отражается с разных сторон.

— Для рядового зрителя «Носороги» — пьеса довольно непривычная. Но она удивительно современная и, на мой взгляд, очень остро задевающая судьбу сегодняшней интеллигенции. Хотя каждый, конечно же, увидит в ней что-то свое.

— Страшно и больно, когда человек осознанно принимает решение защищать пошлость, когда этому находятся теоретические обоснования. Сюжет пьесы ведь прост и понятен всем: человек превращается в носорога. Почему? Ужаснее всего, когда этому находится рациональное объяснение. Я согласен с вами, что особенно актуально звучит тема ответственности интеллигенции. Страшней всего, когда умный и воспитанный человек по собственной инициативе находит объяснение уродливому и агрессивному. Это такое изощренное лукавство ума. В конечном итоге это и есть самое отвратительное — готовность и умение оправдать абсолютно все.

— Да, тем более что сегодня жизнь стала очень полярной и зачастую надо принимать непростые решения. Например, либо ты ведешь не слишком обеспеченную, но честную жизнь, либо идешь за большие деньги на службу к непорядочным людям и оправдываешь их, чтобы оправдать еще и себя. А в итог» становишься идеологом зла.

— Это как раз и задело меня в «Носорогах» больше всего…

— И еще одно наблюдение. На спектакле особенно живо на происходящее реагировала молодежь. «Носороги» в большой степени адресованы молодой части зрительного зала. И это очень ценный момент.

— Конечно, мы пытались ориентироваться именно на эту категорию зрителей. В театральном Омске ситуация такая, что надо договариваться, какая тема принадлежит какому театру. Мне кажется, мы заняли нишу именно молодежного театра. Зритель должен знать, на что именно он к нам идет. В этом смысле театр — это дорогой бутик, а не супермаркет, в котором товар на любой вкус. И мы ориентируемся не просто на молодежь, а на молодежь студенческую, на развивающиеся умы. Действительно, я сознательно сделал «Носорогов» спектаклем, направленным на молодежь, даже выразительные средства сориентированы на молодую аудиторию. Взрослые зрители немного напрягаются от количества децибел, а для молодых — это нормально, ну и так далее.

— Итак, сезон десятый принадлежит вашей истории. Остается время для анализа сделанного. Но впереди новый сезон. Есть ли какие-то наметки на будущее? Что хотелось бы реализовать?

— Не стану говорить о конкретных названиях, авторах. Скажу об одной задумке. Не хочется, чтобы «Пятый театр» замыкался исключительно в театральном пространстве Омска. Есть замысел расширить географию, сделать спектакль, который бы игрался актерами нескольких театров на разных площадках одновременно… Я понимаю, что эта идея требует расшифровки, но пока не готов открыть все карты. Однако идея такого всероссийского спектакля с разными актерами существует.

— Замысел достаточно необычный. Чем он обусловлен?

— Понимаете, в искусстве такое понятие как провинциализм действует разрушающе на людей. А люди должны понимать, что они живут в большом мире, а не в обособленной географической точке. Это тоже одна из тем, которая волнует меня и над которой я работаю достаточно упорно.

— Что касается выхода за пределы местного театрального пространства, то в этом смысле «Пятый театр» не обделен известностью. Всем памятен успех театра на Пушкинских фестивалях в Пскове и Москве, в Орле, во время дней культуры Омской области во Франкфурте-на-Майне, на Берлинском фестивале. Наконец, выход в финал «Золотой маски». А вот нынче вы никуда не ездили. Не получалось?

— Мы с директором Александрой Илларионовной Юрковой сознательно в десятом сезоне сосредоточились на работе для омского зрителя. И даже отказались от многих заманчивых фестивальных предложений. А наследующий сезон есть интересные гастрольные планы, так что поездим, пообщаемся с публикой из других городов. Но работать надо прежде всего для своего родного зрителя, для своего города.

— Сейчас в вашей труппе, как мне кажется, хороший актерский баланс. Есть опытное старшее поколение, энергичное среднее, многообещающая молодежь. На этом составе вы и остановитесь или есть планы пополнять коллектив?

— Нет, сейчас действительно оптимальный актерский состав в театре, когда каждый имеет возможность реализовываться на сцене. В старое время труппы формировали по пьесе «Горе от ума». Расходится актерский состав на эту пьесу — значит, все нормально. У нас расходится.

— Андрей, все же хотелось бы приподнять занавес таинственности над вашими планами на будущий сезон. Что будете ставить?

— Давайте отвечу так: существует мировая драматургия. Артисты должны в репертуаре иметь и древнегреческие пьесы, и Шекспира, и русскую классику, и современных авторов. У нас в этом смысле есть некоторые провалы. Вот в этом направлении и будем работать, заполнять недостающие звенья.

— Что ж, звучит интригующе и многообещающе. Остается пожелать, чтобы сбылось все задуманное. И до новой встречи в одиннадцатом сезоне, который откроется в октябре!