МУЗЕЙ ИЛИ КОНЮШНЮ?

Что хотят видеть в Омской крепости омичи

Сегодня на два сооружения в Омской крепости полностью готова проектная документация, ещё один проект выполнен на 75%, на остальные шесть объектов всё предстоит разрабатывать с нуля. Все идеи по реконструкции Омской крепости, которые выскажут омичи на общественных слушаниях, предстоит собрать и обдумать архитектору Альберту КАРИМОВУ.

На общественных слушаниях под председательством мэра Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО по вопросу реконструкции Омской крепости присутствовало много горожан. Рассказать, какой должна быть главная городская достопримечательность пришли архитекторы, чиновники, общественники и обычные жители.

На реконструкцию памятника архитектуры и истории федеральные власти готовы выделить два миллиарда рублей. Но это при условии, что до 15 октября будет готова проектно-сметная документация. А для этого жителям нужно определиться, чем в результате реконструкции должны стать девять старинных зданий, как и сама территория Омской крепости.

На два сооружения проектная документация полностью готова, еще один проект выполнен на 75%, на остальные шесть объектов все предстоит разрабатывать с нуля. Поэтому власти торопят горожан. Если не успеть сейчас, то до юбилея города достоят максимум три здание, а остальные просто рухнут .

— В обозном сарае будет ресторан, в денежной кладовой — выставочные залы, — рассказала о предлагаемом проекте методист-экскурсовод Омской крепости Надежда КАЧУР. — Дирекцию и экскурсионное бюро перенесут в здание кухни-столовой, в казарме дисциплинарных рот планируется поместить малый театр, в артиллерийском цейхгаузе будут кинозал. Центр изучения славянской культуры и кафе, арсенал запасного оружия займут ремесленные мастерские.

Во время обсуждения плана реконструкции конкретных предложений от жителей звучало мало. Лишь представители различных общественных организаций пытались заполучить свой уголок в будущей крепости, мотивируя это патриотическими, историческими и другими причинами. Так, например, казаки, которые присутствовали на слушаниях, сначала предложили разместить на территории комплекса свой казачий театр, а затем и вовсе конюшню. Некоторые ученые настаивали на том, что здания должны сохраниться в первозданном виде, чтобы можно было прикоснуться к истории. Молодежь, которой на обсуждениях было немного, предлагала сделать интерактивный комплекс, где жителям хотелось бы проводить свободное время.

Все эти идеи предстоит собрать и обдумать архитектору Альберту Каримову.

Кроме пожеланий функционального наполнения крепости, высказывали идеи, как сохранить её для будущих поколений. Так, член Омского отделения Российского географического общества Евгений ХОРЗОВ выступил с предложением укрепить деревьями берег Иртыша, на котором стоит крепость. Тогда реконструированный объект будет радовать омичей и гостей города еще не одну сотню лет.

Предприниматели отметили, что развитие крепости должно идти на основе частно-государственного партнерства. Если разместить в зданиях сплошные учреждения культуры, то содержать Их просто не будет возможности.

Итог полуторачасовому заседанию подвел мэр, напомнив собравшимся, что с проектом нужно определяться в ближайшее время. Его еще должны успеть рассмотреть и одобрить федеральные власти. Только тогда можно рассчитывать на финансирование проекта до 2016 года.

КОММЕНТАРИИ

Альберт КАРИМОВ, бывший главный архитектор Омска:

— Омская крепость не есть местная достопримечательность, не есть часть общественного центра. Омская крепость — это общемировой бренд. Военно-патриотическая тема должна быть главной в Омской крепости. Артиллерийский цейхгауз, арсенал, кузница — это прекрасные здания для размещения музея оружия и прославления воинской славы России. Нужно обозначить границы второй Омской крепости, границы острога, где находился Достоевский. Крепости нужно вернуть ее первоначальный вид. В частности, демонтировать тротуарную плитку, воссоздать ландшафт, перенести выставку «Флора» и разворотную площадку автобусов. Также за объектом стоит закрепить статус особо охраняемой территории, отменив здесь строительство многоэтажных зданий, в том числе гостиницы «Хилтон».

Владимир Ш АЛ АК, директор департамента культуры администрации Омска:

— Нам нужно подготовить проектно-сметную документацию к 15 октября, чтобы успеть попасть в федеральную целевую программу и получить финансирование в будущем году, завершить реконструкцию Омской крепости к 300-летию города. Пусть омичи выскажут, что они хотят видеть в Омской крепости, чтобы она заработала, заиграла красками. Чтобы сюда тянулись туристические маршруты, чтобы все омичи любили этот уголок города. Максимум до 25 июля мы должны выдать техническое задание проектировщикам, или мы не успеем ничего сделать. Сейчас не время эмоций, а время конкретных дел. Нужно, чтобы люди говорили, что конкретно они хотели бы видеть в Омской крепости. Предполагалось, что в здании по улице Партизанской, 5 расположится городской музей «Искусство Омска», который находится сейчас на улице Куйбышева. В двух казармах возле гимназии № 19 появятся два театра — камерный «У Тобольских ворот» и городской театр поэзии, а также Технологический музей по типу Политехнического в Москве.

Алексей СОРОКИН, руководитель Центра краеведческой информации библиотеки имени Пушкина, директор Омского филиала Российского фонда культуры:

Нельзя наполнять будущую Омскую крепость только учреждениями культуры. Там должны быть разные по функционалу здания. Там возможны и учреждения питания, и антикварные магазины. Главное, чтобы это место не пустовало. Мы уже его эксплуатируем больше трех лет, есть опыт, который говорит, что территория наполняется в праздники, в выходные, а в обычные дни она пустует. Может быть, это связано с организацией дополнительных подъездов и подходов. В любом случае территорию нужно осваивать комплексно, и прежде всего сделать акцент на сохранении существующих объектов, а уже потом на создании каких-то новоделов. Я думаю, правильно было бы включить в состав реконструированных объектов и территорию руинированных останков Воскресенского собора. Не восстановление Воскресенского собора, а именно максимальное сохранение подлинного памятника XVIII века — его фундамента. Может быть, путем сооружения стеклянного купола или создания музея, но именно сохранения того подлинного, что мы имеем.