АЛЯСКА, СЭР!

АЛЯСКА, СЭР!

Омичи покорили самый высокий пик Северной Америки

Слетать на Аляску? Да запросто. Взойти на вершину, третью в списке самых известных в мире? А какие проблемы? Главное, чтобы рядом были друзья — с ними всё по плечу.

Великолепная семёрка

Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Плох тот охотник, который не мечтает добыть «большую пятерку». То есть слона, носорога, буйвола, льва и леопарда. У альпинистов тоже есть такая, несбыточная для многих, мечта — покорить семь самых престижных и неприступных вершин на семи континентах. Эверест в Гималаях, пик Аконкагуа в Южной Америке и пик Мак-Кинли в Америке Северной, африканская Килиманджаро, европейский Эльбрус, массив Винсон в Антарктике и гора Пунчак-Джая в Австралии — в этом списке вершины расположены по высоте, сверху вниз.

У известного омского альпиниста Игоря Здановича Эверест еще впереди, а пик Аконкагуа он давно уже покорил. Значит, пора лететь на Аляску, чтобы взойти на третью из великолепной семерки вершину — Мак-Кинли. Тем более что на карту ее нанесли именно русские путешественники в далеком 1839 году.

Но один в поле не воин, а уж в горах — так и тем более. На Аляску отправились вчетвером, как мушкетеры Дюма за подвесками королевы. Доцент кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса СибГУФКа Игорь ЗДАНОВИЧ, марафонец Алексей ЕРМАКОВ, адвокат Константин ШЕПЕЛИН и однокашник Здановича Андрей НОВОСЕЛЬЦЕВ — за плечами у них не одно совместное восхождение.

По деньгам путешествие встало не так уж и дорого — четыре тысячи «зеленью» с человека. Визы в Америку оформили без проблем и сразу купили билеты на самолет. Правда, маршрут у них получился как у того кобеля, для которого и сто верст — не крюк.

Из Омска на Дальний Восток, а оттуда — уже на Аляску, наверное, было бы ближе, — поясняет Игорь Зданович.

Но этим маршрутом в Америку не летают, все рейсы — только через Нью-Йорк.

Так и летели. Омск — Москва — Нью-Йорк, потом перелет до Анкориджа на Аляске. Оттуда сто восемьдесят километров на мини-вэне тряслись до поселка Токитно. И — наконец-то! — на маленьком самолетике к цели.

Плюс тридцать в тени

Пилот самолета был опытный. Зашел с разворота и посадил свой аэроплан лыжами на ледник. По этому леднику омичам предстояло идти много дней до вершины.

— И не с пустыми руками, — улыбается Игорь Арнольдович. — Продукты, одежда, газовые горелки, баллоны, спальник, палатка — все это весит немало. Тащить на себе — значит снизить скорость движения. Поэтому мы, как те лошади, впряглись в сани.

Чего в санях не было — так это воды. А зачем она, если кругом полно снега?

К слову, снег там был белей белого, ведь мусорить в этом национальном парке не принято. Непонятливых учат рублем, то есть долларом. Бренчать у костра на гитаре, как наши туристы, тоже нельзя. За это штраф 250 долларов. И крупный же штраф за… отправление естественных надобностей. Пошел на маршрут — не поливай чем не надо окрестности. Для этой цели альпинистам выдали специальные ведра-контейнеры. Их вместе с накопившимся содержимым нужно было сдать по возвращении в базовый лагерь. А в пути тащи на себе или на санках.

Чтобы дойти до вершины, подняться, спуститься и вернуться обратно, у омичей было всего двадцать дней. Тратить зря время им не хотелось. Сойдя с самолета, альпинисты сразу отправились в Путь. Накинули сбрую от санок, на ноги — снегоступы, и полный вперед.

— Ледник покрыт снегом, так что без снегоступов мы сразу завязли бы, — поясняет Игорь Зданович. — Их сменили на «кошки» лишь на высоте 3500 метров.

За день альпинисты проходили от трех до шести часов. Именно так, потому что в горах на Аляске расстояние меряют не километрами, а часами. По снегу, по леднику, вверх и вверх. И так день за днем. За восемь суток омичи одолели пятьдесят километров. Причем по морозу и по… жаре.

— Ночью столбик термометра показывал минус тридцать, — вспоминает Игорь Арнольдович. — И днем тоже тридцать, но уже с плюсом.

Альпинисты — хоть и сибиряки — предпочитали идти — по жаре. Пояснили, что это от холода можно укрыться в палатке, а от жары не спасала даже она. Парадоксально, но идти омичам в тридцатиградусный зной было легче, чем отдыхать. Главное — это получше закутать все тело в одежду, а лицо закрыть балаклавой, как у омоновцев. Днем иначе было нельзя: обнаженные участки уже через тридцать минут сгорали и покрывались крупными волдырями.

А под ногами все тот же снег, который не таял даже в такую жару. Оно и понятно: вечная мерзлота.

Флаг над вершиной

Пешком по сугробам, по льду, по морозу да по жаре — занятие не для неженок. Плюс скальные гребни, которые время от времени преграждали дорогу. К тому же альпинистам нужно было постоянно оценивать качество снега, чтобы не провалиться.

— На леднике много трещин, — поясняет Игорь Зданович. — Они, как пробкой, закупорены снегом. Это так называемые мосты, по которым можно вполне безопасно переходить через трещины. Но если снег немного подтает, легко ухнуть вниз.

Лететь в трещину метров с полета глубиной никому не хотелось. Да и как потом друзья тебя вытащат, если, конечно, останешься жив? Поэтому омичи выходили в десять утра и шли до обеда. То есть пока жара не расплавит «мосты». И все это время внимательно смотрели под ноги. Однако без происшествий все же не обошлось.

— Однажды я чуть не провалился в такую вот трещину, — вспоминает Игорь Зданович. — Нога в снегоступе попала на подтаявший мягкий участок «моста», и я едва не улетел вниз. Хорошо, что вторая нога стояла на прочном снегу. Я быстро переместил свой вес на нее и смог выбраться.

Как уже говорилось, до вершины Мак-Кинли омские альпинисты дошли за восемь дней. Точнее, до крайнего лагеря, расположенного на высоте 5200 метров. Отдохнули, поспали, а в десять утра выдвинулись на штурм.

На такой высоте жары не бывает. Зато мороз жарил вовсю. Вкупе со штормовым ветром сочетание страшное.

— У меня была самая крутая и самая теплая горная экипировка, — рассказывает Игорь Арнольдович. — Но мороз все равно ее пробивал. Он доставал меня даже сквозь три пары рукавиц и жег пальцы.

Однако не поворачивать же обратно из-за такой ерунды! Страхуясь веревками и вгоняя крюки, омичи все-таки поднялись на вершину. И обнаружили… гвоздь, вбитый в самую маковку пика. Огромный гвоздище, сантиметров двадцать в длину, и шляпка диаметром около десяти сантиметров. Как оказалось, он символизировал самую высокую точку Мак-Кинли. И заодно самую высокую точку Северной Америки.

Над этим гвоздем омские альпинисты и расправили флаг СибГУФКа. Теперь флаг хранится в музее этого университета. А омичи, сделав парочку фотографий, повернули обратно.

Весь путь до лагеря, где их ждал самолет, занял у них чуть более суток. Неудивительно, шли-то с горы. В общей сложности восхождение на пик Мак-Кинли заняло всего десять дней вместо тех двадцати, что альпинисты планировали. В Омск вернулись благополучно.

Немного передохнув. Игорь Зданович улетел в новую экспедицию. На этот раз — на Эльбрус. Напомним, что это пятая по счету вершина из списка великолепной семерки.