Перекресток улиц Королева и Заозерной к числу спокойных не отнесешь. Особенно в часы пик, когда перед светофором скапливаются десятки автомобилей. Однако вечно спешащие водители маршруток, такси, чтобы не терять время в пробках, быстро нашли выход из положения и проложили альтернативный маршрут: непосредственно через двор дома № 15/2 по улице Заозерной. Жители терпели долго, а когда терпение лопнуло, вышли на улицу и перекрыли транзитное движение.
В нашем дворе сложилась крайне неблагоприятная обстановка. «Газели», особенно в вечернее время, двигались по двору сплошным потоком. Из подъезда выходить было страшно: в любой момент можно угодить под колеса. А ведь здесь детская площадка, ребятишки играют. Года три назад уже был случай, когда прямо во дворе проезжавшая машина сбила девочку. К счастью, она отделалась только ушибами, но могло быть куда хуже, — рассказал житель дома № 15/2 по улице Заозерной Виктор Кайданюк.
Своего соседа поддержала Любовь Ковач:
В прошлом году сбили мальчишку на велосипеде. Но транспорт так и продолжал ездить через двор.
Почти сразу после стихийной акции жильцов на месте побывали представители городских властей. В том числе и специалист департамента транспорта мэрии Игорь Кожухов. Он сообщил жителям, что в ближайшее время режим работы светофора на перекрестке улиц Заозерной и Королева будет изменен. Это поможет увеличить пропускную способность магистрали. Что касается многострадального двора, то вскоре здесь установят дорожные знаки «Жилая зона» и «Искусственная неровность». Будут оборудованы и так называемые «лежачие полицейские». Представители полиции также пообещали, что со своей стороны обратят на этот участок более пристальное внимание.
Итак, ситуация в конкретно взятом дворе благополучно разрешилась. Однако беда в том, что в Омске подобных дворов, поневоле превратившихся в объездные дороги, великое множество. Кто-то из жителей пытается оградить себя от потоков транспорта бетонными блоками, а это категорически недопустимо. Где-то общим собранием решают установить шлагбаумы, что на законных основания можно сделать далеко не всегда и не везде. Дело в том, что установка шлагбаума возможна лишь после получения разрешений от органов местного самоуправления, отдела ГИБДД и Государственного пожарного надзора. Не факт, что эти организации согласятся с таким решением. Как гласят правила пожарной безопасности, дороги, проезды и подъезды к жилым домам должны быть свободны для движения пожарной техники.
Какой же может быть выход из этой ситуации? Как считает начальник отдела организации и безопасности дорожного движения департамента транспорта мэрии Омска Вадим Кормильцев, Госавтоинспекция должна более жестко контролировать участников дорожного движения, соблюдение ими правил проезда дворовых территорий. Кроме того, жители вправе обратиться в департамент транспорта мэрии с просьбой установить в их дворе соответствующие знаки и искусственные препятствия. Правда, в этом случае собственники будут вынуждены оплатить связанные с этим расходы и взять на себя обязанность по их содержанию. Но, как говорится, безопасность дороже.
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий ЗЫРЯНОВ
Начальник отдела ГИБДД УВД по городу Омску, полковник полиции;
Ситуация с территорией возле дома номер 15 по улице Заозерной сейчас под контролем. Изменен режим работы светофора на перекрестке улицы Заозерной и проспекта Королева. Там постоянно дежурят наши экипажи. Однако поставить инспектора в каждый двор мы просто не в состоянии. Вопросы безопасности внутри жилых зон в большей степени должны решать сами жители домов. Ведь это их, а не чьи-то еще автомобили заполонили все пространство, включая газоны и даже детские площадки.
Сергей САВЧЕНКО
Юрист:
Как правило, сотрудники ГИБДД заглядывают во дворы жилых домов чрезвычайно редко, и за соблюдением правил там никто не следит. Поэтому водители зачастую забывают правильный порядок движения в жилой зоне. Между тем на дворовых территориях действуют те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге.
Однако есть и некоторые особенности. Например, запрещен сквозной проезд через жилую зону или дворы. Также запрещена стоянка авто с работающим двигателем и стоянка грузовых автомобилей. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения. При этом не имеет значения, в каком направлении движутся другие участники движения.
Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории составляет 20 км/ч. И, наконец, главное: при движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, а водитель в жилой зоне должен в любом случае уступать им дорогу.