«Мимолетности» — это фантазийный спектакль для взрослых. Его ставит один из самых известных европейских режиссеров-кукольников Евгений Ибрагимов, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», премии Правительства России имени Федора Волкова. Его называют сказочником вне стандарта, солнечным режиссером, которому аплодирует весь мир, величиной современного театра кукол. Когда-то он хотел стать режиссером театра драмы, но, видимо, звезды так сошлись: в Ленинградском театральном институте шел дополнительный набор в группу режиссеров театра кукол, и Ибрагимов в нее поступил. А когда учился на третьем курсе, его преподавателю позвонили из Абакана: «Нам срочно нужен режиссер в театр «Сказка».
Есть тут один сумасшедший, который поедет куда угодно, — ответил преподаватель.
Так Евгений Ибрагимов оказался в Хакасии, где поставил свои знаменитые «золотомасочные» спектакли — «Иуда Искариот. Предатель», «Якоб Якобсон», «Оскар и Розовая дама», «Старик и волчица». Потом была работа в театре Таллина, сейчас Ибрагимов возглавляет «Театр под счастливой звездой» в Праге. И это вполне объяснимо: его жена — чешка, которую он несколько лет назад увез из Праги, где давал мастер-класс, в Хакасию.
Она, как декабристка, — признается режиссер, — куда я, туда и она.
К нам в Омск знаменитый режиссер приезжал не раз: на открытие нового здания театра, на международный фестиваль, он давно знаком с труппой «Арлекина» и директором театра Станиславом Дубковым. Станислав Маркович несколько лет мечтал заполучить в свой театр одного из востребованных в мире режиссеров. Но Ибрагимов был занят другими постановками. Наконец, все получилось, и Евгений Ибрагимов приехал в Омск поставить спектакль по своему собственному сценарию, который, как признается режиссер, родился у него в голове под шапочкой — неизменным элементом одежды. В его новой работе «Мимолетности» нет привычных театральных кукол, нет единого сюжета, нет слов, главными героями становятся то персонажи, исполняемые актерами, то объекты, то природные стихии. Мимолетности — это мгновения жизни, сметаемые временем. Это размышления о человеческих ценностях. Это поиски любви в таинственном мире, собранном из музыки и визуальных образов.
Ибрагимову нравится ставить на сцене философские истории, чтобы зритель мог поразмышлять, подумать. И это у него, судя по престижным театральным премиям, восторженным рецензиям критиков и отзывам публики, получается.
С сильным режиссером интересно работать и актерам. Так, артист «Арлекина» Дмитрий Войдак говорит, что для актеров-кукольников необычен сам жанр визуального, пластического театра.
В моем актерском опыте это первый спектакль без слов, — признается Дмитрий. — Пришлось вспомнить студенческие годы, тренинги, учебные работы по сценодвижению. Чтобы реализовать авторский замысел Евгения Ибрагимова, от нас потребовалась хорошая физическая подготовка
По словам актрисы Марины Солдатовой, работа над этим спектаклем напоминала продвижение по лабиринту.
Спектакль состоит из отдельных картин, между которыми не логические, а ассоциативные связи, — говорит Марина. — В ходе репетиций-какие-то номера отсеивались. Режиссер требовал от нас небытового существования. Сам спектакль — это размышления Ибрагимова о человеке, жизни, судьбе.
Режиссер считает, что кукольник — это профессия радости Ибрагимов несет радость своим творчеством зрителям и в Европе и в родной России. В следующую среду новую работу мастера смогут увидеть и омичи.