«ГЛАВНОЕ ДЛЯ АРХИТЕКТОРА -ТВОРИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ»

В эти дни заслуженный архитектор России, один из ведущих градостроителей региона Богдан Мрыглод отмечает сорокалетие своей трудовой деятельности в институте «Омскгражданпроект

Богдан Мрыглод опытный и талантливый зодчий. Благодаря его стараниям в городах России появились замечательные градостроительные концепции, стадионы, жилые комплексы. За сорок лет своей трудовой деятельности у него накопился колоссальный опыт в архитектуре.

Я с детства увлекался рисованием и после школы поехал поступать в Харьковский художественно-промышленный институт, — рассказывает Богдан Степанович. — Хотел заниматься дизайном автомобилей и самолетов. Но в итоге поступил во Львовский политехнический -на архитектурный факультет — и считаю, что сделал правильный выбор. Архитекторы учились в главном корпусе — старинном и очень красивом здании. С колоннадой. Внутри — скульптурные композиции, в актовом зале росписи Матейка. Все факультеты нашего вуза взаимодействовали — химико-технологический, строительный, архитектурный. Было и свое проектно-конструкторское бюро, многие студенты привлекались для работы в нем. Мы с Сергеем Москалюком, моим однокурсником, тоже проходили здесь практику — получали реальные навыки проектирования. С другим сокурсником на кафедре «Строительные материалы» выполнили 7-метровое мозаичное панно, которым украсили одну из лабораторий.

«Вид с реки очень важен»

Почему решили приехать работать в Сибирь?

-За нами приехал сам директор института «Омскгражданпроект» Владимир Семенович Прокопенко. Набрали группу из шести архитекторов. Я и Сергей Москалюк в их числе. Привлекала романтика, к тому же многие наши студенты со стройотрядами бывали в Сибири, рассказывали, что здесь все строится и развивается.

Омск мне понравился сразу — просторами своими, масштабами строительства. Тогда как раз начиналось освоение Левобережья.

Вас знают как автора крупных градостроительных проектов. А с чего начинал молодой специалист?

Меня определили в АПМ-2, в группу Людмилы Ждановой. Первое задание — поручили спланировать жилую застройку в 1 -м и 2-м микрорайонах на Левобережье. Типовые дома 335-й серии попытался красиво расставить среди существующих березовых колков. Наша мастерская разрабатывала в основном микрорайоны, шла только привязка. Индивидуальных проектов у института было мало. Тем, кто ими занимался (в те годы как раз делали крытый каток), мы все завидовали.

Чтобы добиться разработки индивидуальных проектов, участвовал в конкурсах, которые проводились в институте. Так получил право на проектирование музыкальной школы, потом — морской школы с бассейном, где должны были тренироваться водолазы-глубоководники. Это, пожалуй, первая моя серьезная работа. Жаль, что проект не реализовался, город много потерял.

Какие еще работы считаете важными для себя?

Так получилось, что многие мои проекты связаны с рекой. Центральная часть города, жилой дом на Иртышской набережной, сама набережная, 14-этажный жилой дом и профилакторий «Восход» напротив него. Был интересный проект по формированию левобережной зоны отдыха — комплексному обустройству территорий парка Победы и «Птичья гавань». Заданная общность парков прослеживается и в последующих проектах, уже у других авторов. Проектировал левобережный пляж на 10 тысяч посетителей. Сюда, где чище вода, планировалось перенести пляж из-под Ленинградского моста, но идея тоже не реализована. Делал предложение по формированию водно-зеленого диаметра реки Иртыш, включавшее все прибрежные парковые зоны. Занимался застройкой прибрежной части Оми, левобережными территориями. Думаю, как архитектору мне повезло -вид с реки всегда очень важен, это лицо города.

В 1990-е, когда наступил спад строительства, занимался коттеджной застройкой. Наступила ее эпоха. В 1996 году наш проект коттеджных кварталов по улице Поворотникова получил диплом I степени на фестивале «Зодчество». По улице Серова построен малоэтажный комплекс из блокированных домов — для города наиболее приемлемый вариант. Сейчас о малоэтажной застройке много говорят, а мы делали ее еще двадцать лет назад-

«Резервируем землю для общественной застройки»

Вы один из создателей нового генерального плана нашего города. Как он разрабатывался?

Концепция генплана была нами создана еще в 1991 году. Она завоевала 1-ю премию на Всероссийском конкурсе. С той поры работа не прекращается. У нас была группа — Светлана Шевченко, Александр Ушаков и я. Мы постоянно следили за развитием городских районов, выполняли отдельные градостроительные проработки. Поэтому ситуация нам была хорошо знакома. В 199Д году я выполнял работу по определению муниципального фонда земель центральной части города. Мы собирали информацию по каждому зданию, по застройке улицы Фрунзе, предмостной площади, стрелки Оми. Еще через год зашла речь о новом генплане. Мы подготовили задание на проектирование, методику разработки. Но этап не был завершен из-за прекратившегося финансирования.

Наконец в 2005 году перед нами поставили задачу, и уже в 2007 этот документ был принят. Главное требование нового Градостроительного кодекса — разработка программы устойчивого развития города. Мы сделали акцент на уплотнении транспортной сети. Наметили преобразовать ряд второстепенных дорог в крупные магистрали, на перспективу предусмотрели два новых моста через Иртыш и два — через Омь.

Сейчас, работая над конкретными проектами планировки, мы вносим в генплан коррективы. Это процесс естественный, ведь жизнь меняется. Задел для генплана делали при социализме, сейчас рыночные отношения, и они развиваются. Важно, что каждое такое изменение проходит через общественные слушания.

Серьезный просчет в том, что закон о приватизации вышел раньше, чем был принят Градостроительный кодекс. Много земли, необходимой для общественных нужд, ушло в частное пользование. Чтобы реализовать какие-то планы, городу придется втридорога выкупать эти участки. Но теперь земля защищена — роль законодательных документов выполняют наши проекты планировки. Мы резервируем территории под магистрали, детские сады, школы. И пусть все это будет построено не завтра, уже никто не имеет права внедриться сюда со своими частными проектами.

«Нужны современные акценты»

Список ваших работ внушительный. Но архитектор всегда мечтает создать что-то новое. Какой проект хотелось бы еще реализовать?

Хотелось бы создать крупный завершенный ансамбль — спортивный, административно-деловой или жилой. Закончить набережную с современной парковой зоной.

В Омске работы еще много. У нас нет современного зоопарка, центральной площади — Соборная не может выполнять все функции: рядом с храмом рок-концерт не проведешь. Надо развивать пешеходные зоны, заниматься благоустройством. Центральная часть насыщена еще не полностью, а в центре жизнь должна кипеть. Место удачное — открытое пространство, хорошие перспективы. В свое время здесь сформировались улицы Ленина и Партизанская. Потом пошел хаос, не стало ансамб-левости. Надо по возможности ее восполнять. Многие требуют запретить высотное строительство в центре. Но мегаполис не должен застыть в развитии, нужны современные акценты. Без них город не имеет художественной ценности.

Развалины ТЭЦ-1, запустение на Бударина, заброшенная Музейная, недостроенная набережная Иртыша и необустроенный берег Оми… Все это должно стать частью активной подготовки к 300-летию города.

Что бы вы пожелали молодым архитекторам?

Главное правило — прежде чем что-то проектировать, необходимо изучить градостроительную ситуацию. Проанализировать участок и увидеть, каким должен быть этот объект. Ведь нередко бывает так, что построили интересное вроде бы здание в конкретном месте, но оно уместнее смотрелось бы на левом берегу. Поэтому не стоит сразу же бросаться к компьютеру и делать модель. Надо рисовать. Пробовать разные варианты, искать образ, который поддержит и обогатит ансамбль. А главное для любого человека, архитектор он или нет, — это творить для людей.

СПРАВКА

Богдан Мрыглод разработал проект стадиона на 15 тысяч зрителей в Ханты-Мансийске. Автор проектов отдельных жилых домов и общественных зданий, целых улиц, кварталов, микрорайонов в центре Омска и на Левобережье. Среди его проектов — концепция развития омской агломерации, планировки улицы Маршала Жукова, схема развития Омского метрополитена, проект застройки районного поселка Азово, блокированные индивидуальные жилые дома по улице Поворотникова, концепция зоны градостроительного влияния, профилакторий «Восход», жилые дома на Иртышской набережной, стадион в городе Жуковском, реконструкция Иртышской набережной, проекты микрорайона «Кристалл», проект планировки центральной части Омска.

Он главный архитектор генплана и правил землепользования и застройки Омска, проектов планировки территорий Левобережья, реконструкции территории Омской крепости.

ДОСЬЕ
Богдан Мрыглод родился в 1951 году в Тернопольской области (Украина).

По окончании архитектурного факультета Львовского ордена Ленина политехнического института был приглашен работать в проектный институт «Омскгражданпроект». Прошел путь от молодого специалиста до главного архитектора проектов, заместителя начальника отдела градостроительства. Начинал с привязки к местности типовых многоэтажных домов на левам берегу Иртыша. В 1990-е годы вместе с коллегами создавая градостроительные концепции для городов Тюменского Севера — Сургута, Ханты-Мансийска. Нефтеюганска.

Заслуженный архитектор России. Награжден золотой медалью международной строительной выставки «Интерсиб», медалью имени Ю. А. Захарова Омской организации Союза архитекторов России, медалями «За преданность содружеству зодчих» и «За высокие достижения», золотым знаком Омскгражоанпроскта».