СПРАВКА
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге -крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже, откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
В течение четырех дней гости из Северной столицы знакомились с культурным потенциалом региона, побывали в музеях и театрах города, в Концертном зале Омской филармонии, посмотрели спектакль в академическом театре драмы. Но больше всего сотрудников Эрмитажа интересовало здание, где будет открыто представительство знаменитого петербургского музея. После реконструкции здания по улице Музейной там появится центр «Эрмитаж-Сибирь». По мнению гостей, этот дом со столетней историей как нельзя лучше подходит под выставочный центр.
У этого здания есть несомненные преимущества, потому что оно строилось как общественное. И в этом смысле нет проблем здесь сделать все, что можно, и немножко больше, не нарушая архитектурные ценности этого памятника, — отметил заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию Владимир Матвеев, — у нашего музея есть опыт создания Эрмитажных центров.
Омичам хорошо известно это здание на Музейной, в самом центре города. До революции здесь располагалось страховое общество «Саламандра», потом был открыт госпиталь, а до недавнего времени пациентов принимала травматологическая больница.
В связи с тем, что проект реконструкции этого здания в свое время был выполнен под ЗАГС, мы этот проект взяли и сейчас. «Облстройзаказчик» занимается его корректировкой, — отметил министр культуры Омской области Виктор Лапухин, — больших изменений в проекте не произойдет. В это здание уже вложена часть бюджетных денег, реконструкция внутри уже частично производилась: укрепление, замена металлических конструкций и так далее.
Но дальнейшая реконструкция также потребует немалых финансовых вложений, в первую очередь, затратным станет выполнение требований безопасности.
Любой центр Эрмитажа должен соответствовать стандартам безопасности, — заметил заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа по эксплуатации Алексей Богданов, — это и безопасность хранения, безопасность всех коммуникаций. Эти требования мы обсудим с проектировщиками. Если все требования будут выполнены, то вы получите здание, в которое можно привозить любые коллекции со всего мира. Все достаточно быстро устаревает, и в 2016 году, когда планируется открытие центра, там должны быть самые современные системы кондиционирования, вентиляции и пожаротушения.
По словам сотрудников Эрмитажа, здание на Музейной идеально подходит для размещения в нем центра. Гости настаивали на том, чтобы «Эрмитаж-Сибирь» ни в коем случае не называли филиалом знаменитого музея.
У Эрмитажа нет и не может быть филиалов, — заявил Владимир Матвеев.
Поэтому картин из Эрмитажа Омску никто дарить не будет: в Омском центре будут работать выездные выставки из Петербурга.
Выставки — это основная, но не единственная стезя музея, — рассказала о наполнении будущего центра советник генерального директора Эрмитажа Юлия Кантор. — Мы занимаемся огромным количеством научных, реставрационных, археологических работ, а также планируем проводить образовательные программы для школьников, детей, студентов. Будут проводиться стажйровочные поездки историков, археологов, искусствоведов, психологов, музейных педагогов — как из Омска в Петербург, так и обратно. Мы с вами живем совсем не близко, и ездить туда-сюда у многих нет возможности. А смотреть Рембрандта через Интернет — это совсем не те эмоции, впечатления. Мы даем возможность реального, а не виртуального контакта с миром искусства.
Напомним, что в начале 2013 года с инициативой создания центра «Эрмитаж-Сибирь» на базе Музея имени М. А. Врубеля выступило правительство Омской области. В июне этого года генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дал согласие на создание выставочного центра. Это решение было связано со значительными успехами омского музея.