Виктор Александрович, в третьем чтении Госдума приняла закон о реформе Российской академии наук, вокруг которого было много споров. Куда, по-вашему, движется российская наука?
Моё мнение — ни одна из последних реформ не была хороша ни для государства, ни для общества. Последний пример — пенсионная реформа, которая лопнула как мыльный пузырь. Вспомним военную реформу: прежний министр обороны раздел с женским батальоном едва не всю армию. Думаю, и в образовании это элементарный результат передела собственности… Многие проекты мне кажутся очень странными. Например, инициатива по созданию отдельного агентства по управлению недвижимостью для научных учреждений.
Во время обсуждения законопроекта учёные выявили в научных работах некоторых депутатов Госдумы много плагиата. Учёные потребовали их отставки.
Правовых оснований для лишения статуса депутата здесь нет. Самый крайний вариант — лишение научной степени. На худой конец, тот же Виктор Шрейдер (в его научной работе нашли 41 процент плагиата -ред.) будет не доктором, а кандидатом политических наук.
Вы упомянули о провале пенсионной реформы. Правительство намерено обнулить накопительную часть пенсии для тех, чьими накоплениями управляет Внешэкономбанк. Что будет дальше с пенсиями?
-Это вынужденная мера, которая ситуацию не спасёт. Пенсионеров становится очень много. Главная проблема — в стране стоит производство. Поэтому нет налогов и отчислений, не хватает средств на пенсию. Нынешняя стратегия развития Омской области опирается на нефтехимический кластер. Мы живём, как индейцы и папуасы. СССР рухнул, когда цена на нефть упала. Наши депутаты недавно были с губернатором в Белоруссии. Там все предприятия работают. Чистые, хорошие города. Всем понравилось.
Может, мы не умеем трудиться?
Мы потеряли культуру труда. В течение двадцати лет власть говорит людям: работать не надо. У нас даже в управленческие структуры брать некого: нет образования, нужных кадров, преемственности в плане передачи опыта на производстве. Нет готовых специалистов. Вернёмся к Белоруссии. Возьмём их Национальное собрание (аналог Госдумы -ред.). Там человек работает депутатом пять лет, получает опыт, потом автоматически становится госслужащим. У нас даже нет кадрового запаса судей. Законодательное собрание, которое назначает мировых судей, не раз с этим сталкивалось. В судьи идти не хотят. Ведь сначала нужно трудиться помощником судьи денно и нощно минимум пять лет.
-Сейчас в Заксобрании обсуждается вопрос о внесении изменений в закон об областном бюджете. По слухам, области грозит едва ли не банкротство.
Госдолг возрастает до 25 миллиардов, но о банкротстве речь не идёт. Банкротство наступает, когда расходы приравниваются к доходам. У нас годовой доход — 50 миллиардов рублей. Проблема в том, что федерация даёт указания, например, увеличить зарплаты бюджетникам. На это денег не хватает, приходится брать в долг. Падают поступления от налогов. Раньше область получала двадцать процентов от НДФЛ, сейчас в связи с изменениями в Бюджетном кодексе России — будет всего пятнадцать. Остальное пойдёт в федеральный бюджет.
-СМИ недавно критиковали коммунистов за то, что вы никак не отреагировали на скандальное закрытие в Исилькуле градообразующего молочного предприятия «Вита», принадлежащего компании Пепсико».
-Андрей Алёхин, лидер нашей фракции в Заксобрании, пригласил министра экономики Сергея Высоцкого на заседание парламента: у нас есть право вызывать чиновника. Завод «Вита» предоставлял чиновникам справки о том, что после закрытия были трудоустроены все работники. Но, по нашим данным, из трёхсот уволенных рабочих новое место работы нашли только двадцать. Остальные жалуются. До конца непонятно, на каком основании вообще закрылось такое крупное предприятие… Как известно, министр не пришёл. Допросим его в другой раз.
Обратимся к событиям в мире. В связи с угрозой популяризации педофилии в Интернете лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил закрыть доступ к социальной сети Facebookк. Насколько это реально?
Интернет, конечно, стал опасен для партии власти. Это сильная агитационная площадка. Ограничения будут вводить. С другой стороны, если есть законы о педофилии, нужно поддерживать запреты в Интернете. Это серьёзное оружие в руках террористов и педофилов. Однако надо наводить порядок, а не полностью всё закрывать.
В последние дни президент Владимир Путин сильно критиковал в New York Times США, сенатор Джон Маккейн на сайте «Правда.ру» — Путина. Стоит ли ждать обострения отношений между странами?
В военной политике США не имеют конкурентов. Если захотят разбомбить Сирию — разбомбят. Мы ничего не сделаем. Да, у нас есть ядерные ракеты, но все понимают: никто их запускать не будет, дело решат пехота и техника. Думаю, Америка будет решать по-своему, но упомянутые заявления — только заявления, особых обострений я не прогнозирую.
Досье
ЖАРКОВ Виктор Александрович, заместитель председателя комитета по собственности в Заксобрании Омской области. В1981 году окончил Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище. С1993 года гендиректор ЗАО «АвтоКам», с 2003-го президент ГК «АвтоКам». В 2007-2011 годах был помощником депутата Госдумы. С 2011 года депутат Зак-собрания Омской области.