БЕЗЗАЩИТНЫЕ ЛЁГКИЕ

Только омичи с солидным стажем могут рассказать, почему когда-то наш серый степной Омск назывался городом-садом. С наступлением эпохи рынка город клеточка за клеточкой теряет свои лёгкие, обрекая нас принять на себя все выхлопные газы

КОРНИ ЧИСТОГО ВОЗДУХА

Жители современного города, не имеющего растительности, обречены на болезни органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Об этом знают не только экологи, но и простые горожане, которые каждый год видят, что количество деревьев в городе уменьшается. Битвы за скверы заканчиваются обычно победой дровосеков, получивших разрешение на строительство того или иного объекта. Так, за одну ночь у медакадемии исчез сквер, в котором много лет назад представители института природных инфекций высаживали деревья ценных пород. Бывает, что строители и не имеют разрешения, как это было на площадке у «Нашего магазина», где тоже в одночасье вдруг исчезло несколько деревьев, а площадка была заасфальтирована. Как выяснила прокуратура, разрешения на снос зелёных насаждений у строителей не было, однако дело так и завязло в правоохранительных органах, а вместо кислорода жители имеют парковку. Ещё более драматичный случай — вырубка рощи на улице Ватутина.

Это всего лишь три примера из огромного множества городских историй, в которых исчезают деревья. Именно они заставили этим летом выйти на улицы общественников и просто неравнодушных граждан. Они прошли колонной по улице Ленина, держа над головой плакаты с изображением деревьев, которые хотели бы спасти своей акцией. Увы, насаждения продолжают исчезать, и это видно невооружённым глазом, какие бы аргументы ни приводили чиновники.

Интересно

Самое старое дерево Омска

Самым старым деревом Омска считается белая ива, что растёт на пересечении улиц Ленина и Маяковского возле офиса «ОмскВодоканала». Есть версия, что дереву уже более 150 лет, хотя в среднем эта порода живёт не более 125. Ива стала памятником природы, и хотя омские учёные выявили, что дерево поражено паразитическими грибками и бактериями, которые вызвали распад древесины сердцевинной части ствола, его было решено сохранить. У дерева срезали сухие и поражённые корни и ветви, а пс:ле скрепили металлическим ремешком раздвоенный ствол. И пусть и§а теперь потеряла свой десятиметровый рос ширина её по-прежнему впечатляет: диаметр ствола составляет 5,5 метра.

Цифры и реальность

Присмотритесь — вы в саду!

Согласно данным чиновников, в Омске существует лесопарк общей площадью 2156 гектаров, в составе которого 73 лесных квартала и 2603 выдела. Работы по поддержанию этого фонда непрерывно ведутся, и за хозяйством присматривают профессионалы. В прошлом году в Омске высажено около 27 тысяч деревьев, за весну этого года город пополнился ещё на 8 тысяч, летние и осенние посадки пока не подсчитаны.

«Но где же все эти райские сады?» — спросит удивлённый омич. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно пройтись там, где деревья высаживались в прошлый сезон. Хорошо, если из посаженных десяти саженцев приживётся один-два. Омские биологи указывают на недостаточный уход за деревьями, вандализм со стороны населения и непрофессионализм тех, кто занимается озеленением. Без понимания специфики почв, без мелиорации и удобрения сложно достичь тех результатов, которыми гордились советские учёные. Больной вопрос — качество посадочного материала. Если раньше саженцы брались в государственных питомниках, где за ними ухаживали профессионалы, то сейчас деревья привозятся из леса. Слабые и неприспособленные к городским условиям, они не могут превратиться в раскидистых красавцев и погибают в первые же два-три года. Поэтому сейчас средний возраст зелёных насаждений омского лесопарка — 57 лет. Через десять лет при неизменной политике по озеленению и вырубке город останется без зелёных лёгких.

Администрация, в свою очередь, приводит успокаивающие цифры: в настоящее время общая площадь зелёных насаждений достигла 13047 гектаров ; процента от общей площади города). На одного жителя приходится 113 квадратных метров зелёных насаждений. Однако статистика — лукавая наука. Зелень и деревья в основном находятся на окраинах горо да, и за счёт расширения границ Омска эти площади были включены в его состав. В то время как на центральных магистралях, где скопление вредных веществ в атмосфере выше всего, количество деревьев за последние годы уменьшилось в десятки раз. После расширения дорог исчезли аллеи вдоль улиц Красный Путь, 10 лет Октября, Орджоникидзе, Кемеровской. Голые скверы на Соборной площади и напротив драмтеатра. Кронирование деревьев тоже не улучшает ситуацию — на то, чтобы восстановить крону, дереву нужно не менее трёх лет. Есть ли они у нас?

Город-сад

ВОСПОМИНАНИЯ О РАЕ

Степные ветры и общий непритязательный вид Омска ещё в 1923 году заставили советскую власть задуматься об изменении облика города. Тогда инженерами Линецким и Назаретовым был разработан план, согласно которому Омск должен был стать городом-садом. Начинается активное озеленение улиц, открываются скверы, парки. После войны, когда в Омск оказались стянуты крупные промышленные производства, к озеленению города подходили с такой же дотошностью, как и к строительству дорог.
Однако озеленение происходило не без проблем: современники отмечают, что часто массовые посадки были стихийными и деревья выбирались из соображений не полезности для городской среды, а доступности посадочного материала и лучшей приживаемости. Но в целом результат заставляет нас до сих пор с благоговением рассматривать фотографии Омска времён шестидесятых-семидесятых — утопающие в зелени улицы и клумбы, обрамляющие здания и дороги.

Весной мне пришлось побывать на большом мероприятии под названием «Омск-2016. Город, где я хочу жить». Среди выступающих была пожилая, очень элегантная женщина, которая, явно волнуясь, попыталась в десять минут спрессовать несколько десятилетий своего опыта. Конечно, у неё этого не получилось, но присутствующие получили шанс понять, почему мало одного желания превратить город в сад. Выступающей была Вера Ракиерова, она не одно десятилетие проработала в Омске главным агрономом. Она попыталась объяснить систему озеленения города, которая применялась в советские времена. Если кратко, то она подразумевает свой питомник, плановое обновление зелёного фонда, постоянный уход за растениями и штат квалифицированных агрономов. После выступления, уже в частной беседе, специалист лишь махнула рукой, когда я попыталась выяснить её отношение к тому, как в современном городе поставлено дело озеленения.

— Саженцы засыхают в первый же год, — вздохнула агроном. — А покупать их очень дорого.

Эту невозможность постоянно обновлять городские зелёные насаждения осознают в муниципалитете, который попал в зависимость от фирмы «Зеленстрой» — наследника некогда муниципального предприятия по благоустройству. Поэтому в планах мэрии уже давно значится создание «полноценной специализированной муниципальной службы зелёного и ландшафтного строительства для профессионального решения вопросов комплексного озеленения и благоустройства городской территории, осуществления мониторинга в этой области». О создании городского управления ландшафтного дизайна речь ведётся уже почти десять лет. Но пока такой службы нет, омская растительность фактически препоручена сама себе. Своеобразный естественный отбор.

Цифры

Общая площадь зелёных насаждений на территории города в настоящее время составляет почти 13000 гектаров. В Омске сегодня насчитывается более 200 скверов, бульваров и парков площадью около 1500 гектаров, из них 800 гектаров находятся на обслуживании окружных управлений благоустройства.

30% посаженных у автомобильных магистралей деревьев погибают в первый год жизни, не выдерживая агрессивного воздействия выхлопов