ОТ ТУЛЬСКОГО КРЕМЛЯ ДО ОМСКОЙ КРЕПОСТИ ОТПРАВИЛСЯ ОМСКИЙ БАЙКЕР НА СТАРЕНЬКОМ МОТОРОЛЛЕРЕ

Байкер Александр ЩЕГЛОВ пригнал в Омск раритетный мотороллер «Тула-200». Таких машин в России осталось с десяток, а за Уралом и вовсе одна - под седлом у Щеглова. Этот факт, пожалуй, впору в Книгу рекордов нашего города заносить

Солнечный байкер

Бандана на голове, черные очки и такого же цвета кожанка — Александр Щеглон похож на типичного байкера из какого-нибудь голливудского боевика. Правда, эмблема на куртке у него слишком уж добрая. Не оскаленный волк, не медведь или тигр — солнышко во всю спину. И значок на груди с надписью «Пусть всегда будет солнце!».

Я же общительный, солнечный человек, улыбается Александр. -Радуюсь жизни, радуюсь солнцу — поэтому и эмблему себе такую придумал. А значок у меня еще с пионерского детства остался.

Оттуда|, из детства, и страсть к мотороллерам. Ими Щеглов заболел еще школьником. В 14 лет он уже гонял по двору на папиной «Туле». Позже купил себе «Тулицу» 80-го года выпуска. Ту самую, что со временем стала легендой.

На этом Мустанге — так омич назвал мотороллер — он объездил едва ли не всю Россию, путешествовал по Украине и Белоруссии. В общей сложности спидометр «Тулицы» намотал более 150 тысяч (!) километров. Этого хватит, чтобы около четырех раз обогнуть земной шар. Вряд ли где-то еще сыщется хоть один такой же заслуженный мотороллер А позывной Александра — Француз теперь знают даже за рубежом.

Махнул не глядя

Про знаменитые тульские пряники, самовары и ружья слышали все. А еще Тула считается родиной советского мотопрома. Именно там в 1957 году начали собирать мотороллеры. Надо ли говорить, что во время своих путешествий Щеглов не раз заезжал в этот город?

Например, в прошлом году, когда в Тульском кремле прошли торжества, приуроченные к 55-летию выпуска в Советском Союзе первого мотороллера, — поясняет Француз. — «Прискакал» туда на Мустанге, а домой вернулся на поезде.

Нет, с «Тулицей» ничего не случилось. Она не сломалась, не пострадала в аварии. Щеглов оставил ее в частном музее своего друга, бывшего конструктора с Туламашзавода Леонида Зякина.

А мне взамен предложили редчайшую «Тулу-200» 60-го года выпуска, — поясняет Француз. — Махнул, как говорится, не глядя.

Как вы яхту назовёте…

Прежний хозяин этого раритета, наверное, очень любил крутые картинки. Во всяком случае, на переднем крыле «Тулы-200» изображена оскаленная морда касатки. За что, собственно, мотороллер и окрестили Зубастиком.

В соответствии с именем, он «кусал» меня всю дорогу, — вспоминает Щеглов. — В смысле, все время ломался.

Это Мустанг, оставшийся в Туле, скакал без поломок, оправдывая собственное название. А Зубастик заглох уже через три километра после выхода на маршрут. Александр починил мотороллер, завел, но минут через тридцать Зубастик опять его «укусил». То есть, снова заглох. И так всю дорогу.

Он ломался через каждые 50 километров. вспоминает Француз. — Я даже на заправку боялся лишний раз останавливаться — потом мотороллер мог и не завестись.

В общем, свое имя Зубастик оправдывал на все сто. И национальность, если так можно сказать. Первые мотороллеры «Тула» — это копия немецкого мотороллера «Гогго», один к одному, так что Зубастик Щеглова — это практически немец. Он и вел себя на дороге, как немец.

Во время Великой Отечественной войны, обогнув Тулу, немцы так и не взяли Рязань, — поясняет Александр Щеглов. — Их остановили на Михайловском рубеже возле одноименного городка. Вы не поверите, но, доехав до этого рубежа, мой Зубастик заглох и встал намертво. Я хохотал: уже во второй раз немец не смог пройти через этот рубеж.

Щеглов убил кучу времени, но все-таки сумел его завести. И снова поломки едва ли не каждые полчаса, и снова ремонт за ремонтом.

Через полторы тысячи километров, кое-как дотянув до Набережных Челнов, Александр не выдержал. Устав сражаться с Зубастиком, он сдал мотороллер специалистам транспортной компании, которые и доставили его в Омск.

На языке жестов

Дома Француз снова взялся за гаечный ключ. Кое-что поменял, кое-что починил, и теперь раритетный Зубастик гоняет по Омску, как новенький. Правда, ездить на нем по оживленным городским магистралям непросто.

На этом мотороллере, например, нет зеркал заднего вида, — поясняет Щеглов. — Их на заводе не ставили, ведь в 60-е годы машин на дорогах почти не было.

Поворотники на «Туле-200» конструкцией тоже не предусмотрены. Если зеркала заднего вида Александр поставил самостоятельно, то с поворотниками не все так просто. А пока, если надо свернуть, Француз обозначает свое намерение жестами. Так, как это указано в правилах дорожного движения. Но кто сейчас эти правила помнит?
Езжу по городу, машу руками, — смеется Щеглов. — А водители думают, что я с ними здороваюсь, и тоже машут в ответ. Или сигналят, жмут на клаксоны.

В следующем году «жать на клаксоны» будут уже водители Западной Украины, куда Александр хочет отправиться в новое путешествие. Разумеется, на раритетной «Туле-200». Правда, чтобы она не «кусалась», имя придется сменить и закрасить оскаленного кита на крыле.

Как назову мотроллер, я пока еще не решил, — улыбается байкер. — Но почему-то уверен, что новый мотопробег пройдет без поломок и происшествий.