ЧТО НАМ СТОИТ ТАНК ПОСТРОИТЬ?

В воскресенье, 29 сентября, -День машиностроителя

Более сорока лет проработал на одном заводе, и даже в одном и том же цехе, омич Владимир ДОБРЫНИН. По нынешним временам — редкость великая. За эти годы он прошёл путь от простого рабочего до заместителя начальника цеха по производству.

Из династии пролетариев

На завод Добрынин пришел 15-летним подростком. Тогда, в начале 70-х, Владимир учился в ремесленном училище № 2, и в цех, позже ставший родным, парня распределили на практику. Тогда он и понял, что просто так зарплату рабочим не платят.

— Помню, натер такие мозоли, что их пришлось лечить бабушке, — улыбается Владимир Дмитриевич. — У меня дед был кузнецом, так что она знала, что в таких случаях делать.
Дед — кузнец, отец был водителем. Неудивительно, что и Владимир решил связать свою жизнь с производством. Но, поступая в ремесленное училище, парень еще не догадывался, что учиться ему придется до пенсии. Учиться делать модели. Модельная оснастка — это прототип будущих изделий для литейного производства. Например, траков танковых гусениц. Это не ремесло, это — искусство, густо замешанное на опыте. А опыт приходит только с годами.

Модельных дел мастер

Это в вузах студентов учат всего лишь пять лет. Рабочему модельного цеха, чтобы стать настоящим профессионалом, нужно куда больше времени.

Модельщик — профессия сложная, — поясняет Владимир Добрынин Хорошим модельщиком за пять лет не станешь.

За пятилетку тот же студент получит диплом и будет считать себя специалистом. А рабочий-модельщик за это же время сможет освоить лишь азы мастерства. Но чтобы получить самый высший — шестой — разряд, нужно отдать этой профессии, как минимум, лет пятнадцать. И то, если руки растут откуда положено и голова светлая. Другие в модельном цехе не приживаются.

-У нас всегда был строгий отбор, — вспоминает Владимир Дмитриевич. -Будучи мастером цеха, я за год принимал на работу около двадцати «новобранцев». Из них потом на заводе оставался один, и то в лучшем случае.

Но зато этот один был настоящим талантом и мастером на все руки. Таким, что мог сделать то, что никто никогда не видел.

Например, токарь, вытачивающий деталь, хотя бы знает, как она выглядит. Иное дело модельщики. У них нет образца — его еще не отлили, не выточили. А чтобы смогли отлить, и нужно сделать модель. Все, что имеется -это чертеж, по которому и работают. К слову, в чертежах рабочие модельного цеха разбираются не хуже инженеров с дипломами. — У меня средне техническое образование, — говорит Владимир Дмитриевич. — Но как заместителю начальника цеха мне приходится быть отчасти и инженером.

Да, у него нет книжных знаний, но зато есть большой опыт. Добрынин все тонкости производства изучил не по книгам, а собственными руками. Поэтому и доверили ему столь ответственный пост.

На престижной работе

Общий стаж у Владимира Дмитриевича — 41 год. И все эти годы он родному цеху не изменял. ГУП «Омский завод транспортного машиностроения», потом — ФГУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», теперь — ОАО с таким же названием. Завод менял имена, менялись директора, а Добрынин оставался. Мысли уволиться и уйти куда-нибудь, где больше платят, «у него не было даже в голодные 90-е годы.

Когда начались перебои с зарплатой, Владимир Дмитриевич стал искать выход из положения. Днем, как всегда, на заводе, а в свободное время делал ремонт в квартирах состоятельных омичей. Благодаря подработке ему кое-как удавалось сводить концы с концами. Однако, на все уговоры жены уйти с предприятия и поискать более хлебное место не соглашался.

Я ей сразу сказал, что этому не бывать, — вспоминает Владимир Дмитриевич. -Ас завода уйду, если он закроется окончательно.

Но в такой вариант для своего предприятия Добрынин не верил. Он надеялся, что все образуется. И завод возродился.

Появились заказы, а сними — работа, зарплата и перспектива, — рассказывает Добрынин. — К нам снова идет молодежь.

Более того — в рабочие теперь идут даже специалисты с высшим образованием. Не по принуждению — добровольно. Впрочем, это неудивительно, ведь хороший рабочий сейчас получает на много больше, чем инженер. Быть рабочим снова стало престижно.

Культ рабочего человека

Добрынин не только модельщик. Он еще и за токаря сможет, и на фрезерном станке работать умеет — мастер на все руки. И умом его Бог не обидел. За годы работы Владимир Дмитриевич внес множество рационализаторских предложений по улучшению качества и надежности моделей для отливки деталей. Эти детали потом устанавливали на танки Т-80 и последующие модификации.

Таких старожилов, как Владимир Добрынин, умеющих практически все, на заводе немало. Но даже эти «зубры» не вечны, им нужна смена.

Однако, системы профтехучилищ сегодня практически нет, — вздыхает Владимир Дмитриевич. — А где тогда черпать кадры?

Остается старая добрая система наставничества. То есть, когда молодого рабочего прикрепляют к более опытному. В свое время был свой наставник и у Добрынина. Теперь он сам передает производственный опыт молодым рабочим. И свое отношение к жизни, к рабочей профессии.

Рабочие — это основа всего, — уверен Владимир Дмитриевич. — И не случайно им сегодня уделяется столько внимания. Прошли времена, когда рабочих считали лишь приложением к умным станкам. Сегодня мы чувствуем, что нужны заводу и городу.

За трудовые достижения накануне профессионального праздника — Дня машиностроителя — Владимиру Дмитриевичу вручили Благодарственное письмо администрации Омска. Причем, вручал его лично мэр Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ. И не ему одному. Профессия рабочего опять становится уважаемой.