ПРОЩАНИЕ … С ЛЮБОВЬЮ

Как же ты неумолимо, Время! Как быстро отсчитываешь годы! И не только этапными датами юбилеев и праздничных событий в судьбе, но и утратами, расставаниями с теми, кто близок, любим, дорог. И – незаменим!

Обыкновенная девчонка из села Омутинское Тюменской области дерзновенных планов не строила и вслед за сестрой поступила в Омский сельскохозяйственный институт. И работала бы потом в молочной промышленности с присущим ей трудолюбием и ответственностью, если бы… Если бы режиссер уже ставшего популярным в городе студенческого театра не приметил симпатичную серьезную девушку. И Люба стала играть как-то сразу главные роли, всерьез не помышляя ни об актерской профессии, ни о служении театру.

Но главное уже тогда сказалось в спектакле «Старшая сестра» А. Володина. Это не только ее героиня Надя Резаева, а она сама словами из статьи Белинского страстно и тонко определила вдруг линию жизни. Помните? «Театр! Любите ли вы театр, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем иступлением, к которому только и способна пылкая молодость?» Это был пока только знак, но еще не решение. Потому что главное было — получить диплом, стать самостоятельным человеком. А тут уже и семья — сын, дочь. Но театр притянул к себе творческим магнитом, и она окончила еще и Ленинградский институт культуры, конечно, заочно, и диплом режиссера расставил окончательно все точки над «i». А тут еще тяжелый разрыв с мужем, и надо было выстоять и выжить — без опоры, без опыта…

Но Ермолаева всегда была девушкой с характером» — и открытая, и закрытая, но, как оказалось, и стойкая, и мужественная. Именно театр спас ее в трудное время — организованный ею театр поэзии во Дворце культуры нефтяников собрал увлеченную молодежь. И она сама, и молодые артисты окунулись в мир стихов и народных песен. И первый спектакль, поставленный ею, с высоты нынешнего дня очень символично назывался -«Я люблю».

А с 1971 года, когда из Омска уехал Шушковский, взяла под свое крыло и родной студенческий театр сельхозинститута. Так она загрузила себя, как оказалось, на долгие годы, но «вкус преодоления», конечно же, давался нелегко. И все же 70-80-е годы оказались не только предельно трудными, но и счастливыми. Оба театра Ермолаевой были постоянно в лидерах смотров народных театров, причем не только омского масштаба, но и зональных, всероссийских…

И все стало складываться. Не сразу, выбирая другие пути к профессии в жизни, дети успешно нашли себя на ниве культуры (традиции, генетика?). Ермолаеву наградили орденом Трудового Красного Знамени, званием заслуженного работника культуры.

Но пришел день и час, когда, обретя уверенность в себе, Любовь Иосифовна остро поняла, что ей тесно в маленьком зальчике на 60 человек во Дворце культуры нефтяников, хочется и большего простора, и большей самостоятельности. А тут еще многие актеры уходили в свои основные профессии с головой, уезжали учиться в Москву -драма для режиссера. И я, поддерживая Любу, не раз писала в статьях о театре, что Ермолаевой нужен свой дом и статус городского театра! Площадка в ДК «Звездный» не решала ее творческих замыслов и обыкновенного человеческого желания — рискнуть поднять планку выше. И только в 1997 году, благодаря активнейшей поддержке департамента культуры, Театр «Студия» Л. Ермолаевой справил новоселье в том доме, который знают омичи, — в красивом здании бывшего ДК «Строитель». И стал он и добрым, и уютным, и гостеприимным, в котором Любовь Иосифовна почувствовала себя Хозяйкой. Народный артист СССР, наш земляк Михаил Александрович Ульянов точно и авторитетно сказал: «Театр Любови Ермолаевой служит доброму, светлому делу воспитания, одухотворения людей, ее театр служит надежде, на которой держится жизнь».

Мы много спорили с Любовью Иосифовной о смене курса: от поэтических и романтических по глубинной сути спектаклей -к драматургии реалистической, порой жестокой и не всегда оптимистичной. У нее был свой резон: «Пора показывать жизнь такой, какая она есть. Годы взлета поэзии остались позади, как пройденные дороги. Другая жизнь, понимаешь?»

Ермолаева с ее порою жестким и даже мужским мышлением понимала, что теперь ей предстоит еще и конкурировать с профессиональными театрами. Жизнь уже отшлифовала и сильный характер, и мудрость в понимании театра не как лицедейства, а как искусства.

Сейчас вернулась на сцену «Чайка». Она не побоялась сразу же брать в работу, казалось бы, апробированные в Омске другими театрами пьесы. Ей всегда нравилось экспериментировать, открывать что-то созвучное ее размышлениям о времени и о себе в новых и классических произведениях. Ее театр все увереннее шел новым предлагаемым курсом. И мало кто знал, что за внешней сдержанностью, серьезной сосредоточенностью все время качался маятник — от надежды к отчаянию, от отчаяния к надежде. Она не любила называть это «муками творчества»…

Вот в этом и состояло ее творческое кредо: работать, учиться и любить! Помогать вырасти до роли режиссеров под ее крылом и сыну Юрию Шушковскому, и Светлане Жиденовой свои замыслы осуществлять… Дерзайте все! Наверное, свои надежды, связанные с завтрашним днем театра, она связывала с Юрием, и его безвременный уход из жизни подкосил ее. Этот удар угодил в больное сердце.

Последний наш разговор был… о предстоящем юбилее -13 января 2014 года ей исполнилось бы 80 лет! Но вопрос «как здоровье?» она ни от кого не принимала, сразу закрывалась. Ждала приезда из Санкт-Петербурга внука, подающего надежды актера и режиссера, — поработать вместе?

Но, видимо, душа ее предчувствовала, что времени у нее лично впереди мало. «Нечем дышать, — посетовала она, — что-то мы с ним не в ладах. Но мне грех жаловаться, я живу хорошо. И жила хорошо. И еще поживем и увидим небо в алмазах. Ты со мной согласна, «комсомольская богиня»?» Вот так — с иронией, с шутками мы тогда подвели черту долгому разговору по телефону.

Потому телефонный звонок 18 октября был, конечно, шоком. Не хотелось верить. Но факт. И сразу «опустела без тебя земля». Пусть случайно, но это о ней я как-то написала в еще пока не прозвучавшей песне:
На пристани пред Вечностью стою, Паромщик мне протягивает руку… Последнюю переживу разлуку -На пристани пред Вечностью стою…
Ее проводили в последний путь как положено: уважительно, многолюдно. Пришли все, кто узнал, кто смог. Провожали с любовью. Но она с нами — доброй памятью о талантливом человеке с прекрасным именем -Любовь!..