Ходатайство о регистрации инициативной группы из 12 омичей, заявивших о необходимости проведения местного референдума, официально подано в горизбирком 3 декабря. Инициаторы референдума предлагают выставить на прямое голосование омичей восемь вопросов, среди которых есть как политические, так и экономические. В том числе вопросы о возможности строительства завода поликремния в Омске и отчуждения муниципальных электрических сетей. Теперь горизбирком в течение 15 дней будет проверять документы, поданные инициативной группой, а потом направит их в горсовет, где в течение следующих 20 дней городские избранники должны решить судьбу будущего референдума.
Референдум, напомним, это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Решения местного референдума (если таковой состоится) будут иметь высшую правовую силу на территории города Омска, то есть муниципальные власти обязаны будут исполнить волю народа. Все процедурные вопросы при проведении референдумов на территории Омска регулируются Законом Омской области от 15 февраля 2005 года № 616-03 «О местном референдуме в Омской области» (в редакции от 17 июля 2013 года).
На первый омский референдум инициативная группа хочет вынести 8 вопросов. Самый больной — о структуре и полномочиях органов местного самоуправления. Инициаторы предлагают омичам сделать выбор из трех вариантов муниципальной власти. В первом варианте мэр и горсовет избираются точно так же, как и сегодня. Во втором варианте всенародно избранный мэр возглавляет заодно и всенародно избранный горсовет, где имеет право решающего голоса, а глава городской администрации, так называемый сити-менеджер, — это уже другой человек, который назначается по контракту на срок, определяемый Уставом города Омска. В третьем варианте тоже есть мэр, который управляет всенародно избранным горсоветом, есть сити-менеджер, назначенный на ограниченный Уставом города срок, но при этом мэр избирается не всенародно, а исключительно депутатами горсовета, как сегодняшний председатель горсовета.
Остальные вопросы в той или иной мере тоже касаются полномочий местного самоуправления. Прежде всего инициативная группа предлагает омичам проголосовать за некоторые ограничения для руководителя городской администрации. Чтобы глава муниципалитета, например, не мог без согласования с депутатами горсовета назначать людей на ключевые должности в мэрии, а все муниципальные органы власти вместе взятые не могли ни при каких условиях отчуждать или передавать в аренду объекты муниципального электросетевого комплекса (сети и трансформаторные подстанции). Еще инициаторы референдума считают, что нужно все-таки узнать мнение большинства омичей по поводу строительства крематория, завода поликремния, а также по поводу переименования улицы Спартаковской в улицу Манякина и экономии бюджетных средств путем отключения в ночное время уличного освещения по специальному графику, утвержденному горсоветом.
Вопросы для референдума, как рассказал обозревателю «КВ» Дмитрий ПЕРЕДЕЛЬСКИИ, формировались коллективно, причем в процессе общения с большим кругом людей. И вопросов было гораздо больше, просто часть из них инициативная группа отбросила сама в процессе обсуждения и подготовки ходатайства, еще часть отсеяли юристы как несоответствующую законодательству о референдумах.
— На самом деле мы целый год готовились, — пояснил Дмитрий ПЕРЕДЕЛЬСКИИ. — Началось с обычного спора по поводу муниципальных водопроводных сетей, переданных в аренду частной компании «ОмскВодоканал». Мы занимаемся строительством, поэтому тема всех муниципальных сетей, в том числе электрических и тепловых, для нас немаловажная. Через некоторое время возник разговор о том, что где-то в России проводятся референдумы. Мы изучили законодательство, изучили историю вопроса, удивились, что у нас в Омске не было даже попыток провести референдум, ну а потом мы стали собирать вопросы, которые волнуют омичей. Самое любопытное, что я узнал в процессе подготовки: омичи не знают ничего о референдумах, о том, зачем они нужны, и о том, что у них есть конституционное право выражать свое мнение прямым голосованием. И когда люди узнавали о своих правах, то горячо нас поддерживали. Хотя и высказывали сомнение, что нам удастся инициировать референдум.