Сегодня в Омске, согласно справочнику компаний «2ГИС», два десятка кофеен, среди них четыре сети заведений — это «ТинТо», Traveler”s Coffee и «Шоколадница».
В сетях
«ТинТо» — самая большая омская сеть кофеен. Работает с 2000 года. Директор — Вахтанг КАСРАДЗЕ. Сейчас в арсенале компании десять точек, две (в РЦ «Атриум-Кино» и ТВЦ «Каскад») из них представляют собой контактный бар, одна — экспресс-кофейню (на Маркса, 10), еще одна — чайно-кофейный магазин, в котором свыше 200 сортов чая и 50 кофе, а также шоколадные изделия и широкий ассортимент посуды. «ТинТо» с недавних пор является членом Европейской ассоциации Speciality coffee(SCAE). «Членство в ней дает нам возможность моментально реагировать на все происходящее в мире кофе. Приходя в « ТинТо», вы приходите в европейскую кофейню», — говорится на официальном сайте фирмы. Все кофейни сети работают круглосуточно. Именно в «ТинТо» появились впервые в городе такие предложения, как холодный кофе, завтраки, подача кофе в турке.
«Шоколадница» — одна из крупнейших компаний в сфере ресторанного бизнеса в Москве, регионах России и странах СНГ. История ее начинается в 60-х, тогда она была единственным столичным местом, где можно было купить горячий шоколад. Новую жизнь фирма получила в 2000 году, возрожденная кофейня стала работать по европейским стандартам. В Омске «Шоколадница» открылась по франшизе, первая точка (площадь — 300 квадратных метров, 126 посадочных мест) — 29 декабря 2012 года, вторая — 6 августа 2013-го. Возможно появление и третьей «Шоколадницы» В интервью «КВ» (от 24.11.12) тогда еще директор заведения Мария СОЛОВЬЕВА сказала, что владельцы «по местоположению ориентируются на городок Нефтяников, рассматривают район ТК «Кристалл». Стоимость франчайзингового пакета (согласно официальному сайту головного офиса «Шоколадницы») такая: паушальный взнос — 70 тысяч долларов, роялти — 7%. Средний чек в заведении — 500 рублей.
Traveler»s Coffee
Traveler»s Coffee — сеть кофеен, которая имеет собственное обжарочное и кондитерское производство. Первый эспресс-бар был открыт в Новосибирске в 2000 году, спустя два года там же появилась первая кофейня. Сейчас заведения под маркой Traveler»s Coffee можно найти в 33 городах России, а также в Казахстане, Азербайджане, Украине и даже в Китае. В 2013 году средний ежемесячный оборот всей сети кофеен Traveler»s Coffee — 150 млн руб.
Первая омская кофейня была открыта 8 июня 2010 года по франшизе. «Условия следующие: роялти — 5%, паушальный взнос — около 5 миллионов рублей, — рассказывает один из владельцев заведения Сергей РУБИН (второй собственник — Игорь РУБИН). — Я с самого детства мечтал иметь свой ресторан. После того как побывал в американской сети кофеен Starbucks, заинтересовало кофейное направление в бизнесе. Буквально три года назад омский рынок кофеен был не развит — это стало еще одним пунктиком в пользу открытия именно такого заведения. Почему франшиза? Открывая бизнес с нуля, можно и не получить тех результатов, которые желаешь получить; это кажется, что все легко, на самом деле бизнес сложный». Согласно официальному сайту бренда, срок окупаемости одной точки — от 26 месяцев. По словам Сергея Игоревича, омский Traveler»s Coffee практически окупился.
Карта мира
Кофейня BERLIN CAFFEE открылась в сентябре 2008 года. Работает ежедневно с 09.00 до 00.00, в пятницу и субботу — круглосуточно. Ежедневно утром предлагают гостям комплексные завтраки, традиционные для разных стран мира. В меню — блюда европейской, итальянской, русской и немецкой кухонь, обновление ассортимента — каждый сезон. Работают на немецком кофе Einchtein, который еженедельно поставляется напрямую из Берлина. Для детей — специальное меню, для удобства кормления малышей есть детский стульчик, предоставляются игры, раскраски и детские книги.
«Голландская чашка» появилась 12 апреля 2003 года в ТК «Пять звезд». «Интерьер у нас создан по типу традиционных, кофеен Голландии: столы из настоящего дуба, кожаные диваны, керамика, репродукции голландских мастеров, — рассказывает менеджер по рекламе ресторана-кофейни «Голландская чашка» Ольга ГОЛЬБЕРГ. — Нас воспринимают как кофейню, но мы ближе к ресторанам, так как в «Голландской чашке» объемное меню. От ресторанов нас отличает только то, что у нас нет танцпола и живой музыки».
Меню ресторана-кофейни «Голландская чашка» насчитывает 60 наименований чая, 20 кофе и кофейных напитков, горячий шоколад, большой выбор десертов, блинчиков и легких закусок. Есть «Банкетное меню». Зал вмещает двести персон. «Когда мы только открывались, в Омске было всего три кофейни. Вообще культура эта в Сибирь пришла довольно-таки поздно (нельзя сказать, что и сейчас она сильно развита), — говорит Ольга Михайловна, — но, несмотря на это, мы были востребованы с первого дня, тогда у нас даже были очереди, люди ждали, когда освободится место. У нас и сейчас полный зал, более 70% посетителей — постоянные клиенты».
«Крем»
Кофе-холл «Крем» появился в Омске в мае 2010 года. Владелица — Валерия ЧЕЛЯДИНОВА. Здесь есть и кофе, и десерты, и горячие блюда, и салаты, и безалкогольные и алкогольные напитки. Средний чек — 500 рублей. «Еще три года назад кофеен в Омске было мало, направление это среди бизнесменов было не так популярно, поэтому и решили развивать эту отрасль, — делится управляющая кофе-холлом «Крем» Екатерина ЛИТВИНЕНКО. Заведение находится в центре города (на пересечении городских магистралей — Ленина и Лермонтова), рядом Союз художников, гостиницы Маяк» и «Турист», Концертный зал, ТЮЗ, речной порт. «У нас интересный интерьер. Люди заходят, сразу отмечают интересный дизайн, многие фотографируются часто молодожены приезжают сразу после загса)», — подмечает Екатерина Евгеньевна. Работает доставка, минимальная сумма заказа — от 350 рублей.
В день здесь бывает около 200 посетителей, а работают 30 человек. «Это официанты, посудомойщицы, бариста, шеф-повар, повара, кондитер, администраторы, — подсчитывает Екатерина Евгеньевна, — у нас постоянный контроль за качеством! За поваром следит су-шеф, за су-шефом — шеф-повар, далее за сохранение привлекательного вида блюд, которые идут в зал, отвечают официанты и администратор». По словам управляющей, расходы каждый месяц у заведения огромные (это затраты на содержание [оборудования, питание персонала, [такси для них же, списание продуктов, коммунальные платежи, налоги, з/п сотрудников). «Мы пользуемся рекламой в Интернете,в газетах, журналах, на ТВ и на радио, — продолжает Екатерина ЛИТВИНЕНКО, — каждый день у нас проходит несколько акций (они весьма эффективны), особенно хорошо идут в выходные вечером».
Кофе на колесах
В нашем городе осуществляют свою деятельность и так называемые мобильные кофейни. «По моим наблюдениям, в Омске помимо нашей работают еще две компании, всего — около восьми кофемобилей» — подмечает Игорь ВЕРГОВСКИИ, менеджер сети мобильных кофеен «Кофеварофф». Сам «Кофеварофф» на карте заведений, реализующих кофе, появился 6 апреля 2011 года. Директор компании — Марина КИСЕЛЕВА. Сейчас в арсенале фирмы сразу три кофемобиля: один можно найти у ТЦ «Голубой огонек», два других работают на заказах.
Еще одна компания — «Кре-Амо». Руководство — Анастасия ГУЩИНА и Александр БЕЛЯКОВ. «Начали свою работу мы 8 июня 2013 года с обслуживания соревнования по автозвуку, — вспоминает Анастасия ГУЩИНА, — у нас семейный бизнес. В студенческие годы я работала с кофе, о продукте знаю не понаслышке, сама очень люблю этот напиток, поэтому и решили с мужем дать крен именно в это направление» Сейчас в арсенале компании один кофемобиль. В кофейной карте «КреАмо» — 8 видов кофе, есть какао, горячий шоколад, медовый и молочный пунш, чай. Среднее количество клиентов — 100 в день, рекорд по обслуживанию мероприятий — 300 человек. «Гости нашей кофейни — мужчины 30-50 лет и женщины 20-45 лет Среди посетителей есть те, кто приезжает к нам с другого конца города или пролагает свой путь от дома на работу через наш кофейню, — говорит Анастасия Александровна. — Самая верная реклама — это сарафанное радио Кофе, сваренный с душой, и улыбка бариста — не менее действенные средства».
По словам владельцев мобильных кофеен, бизнес можно создать при бюджете от 400 тысяч рублей Именно такая сумма нужна для оснащения простого автомобиля кофейным оборудованием. «Цена вопроса зависит от того, какую технику вы в машину поставите Нам обошлось сие удовольствие в миллион рублей», — делится ВЕРГОВСКИИ. «Мы купили машину и собственными силами переоборудовали ее, — дополняет информацию ГУЩИНА, — наш кофемобиль стоит на муниципальной земле, аренда платится администрации города». «Арендная плата небольшая, небольшой и штат сотрудников (всего в компании «Кофеварофф» работают три человека, каждый закреплен за своим кофемобилем), это позволяет нам поставить максимально низкие цены. У нас представлено четыре вида кофейных напитков, цена варьируется от 35 до 95рублей говорит Игорь ВЕРГОВСКИИ.
Кофе, кофе и почти ничего кроме кофе
Еще в прошлом десятилетии было актуально деление кофеен на европейские (классические где продавался бы только кофе и американские (с широким выбором десертов и закусок). «Я не знаю ни одну мировую кофейню в наше время, в которой бы совсем не было десертов. В таком заведении они нужны. Пить чай или кофе вприкуску с пирожным — это нормальное желание людей», — говорит РУБИН. «Гости, которые заказывают только кофе, есть, но их можно пересчитать на пальцах одной руки», — продолжает управляющая кофе-холлом «Крем».
Полтора месяца назад, 21 октября, открылся brew-бар Scuratov Coffee, где следов какой-либо еды не наблюдалось, в заведении был только кофе. «Эта компания — наши друзья, они даже поставляют нам кофе. Их как раз можно отнести к классике, но я думаю, что вскоре у них появятся десерты», — мнение Екатерины ЛИТВИНЕНКО, управляющей кофе-холлом «Крем». «Я так понимаю, в Scuratov Coffee делается акцент именно на кофе, не уверен, что без десертов и они не обойдутся», — сказал Сергей РУБИН.
Предсказания сбылись, за время написания данного материала Scuratov все-таки обзавелся десертами. Сегодня здесь можно отведать шоколадные маффины, бискотти и печенье.
Scratov
Владелец Scuratov Coffee -Виктор СКУРАТОВ, он же собственник компании «Вике Кофе». «Многие компании идут по следующему пути: сначала создают сеть кофеен со своим собственным производством кофе, а потом переходят на «кофе для бизнеса», что логично, так было, например, у Starbucks. У нас получилось наоборот. Сначала была создана компания «Вике Кофе», которая занимается поставками кофе, чая, сиропов и оборудования в сфере HoReCa и в офисы, после созрело решение расширить свое присутствие на омском рынке путем создания собственного обжарочного производства и открытия кофейни, что тоже является логичным шагом», — объясняет Константин ИЩЕНКО.
Scuratov громко заявил о себе еще за два дня до своего официального открытия. «19 и 20 октября у нас было пробное открытие, все желающие могли попробовать любой напиток бесплатно. Так мы, во-первых, решили заявить о себе, познакомиться с потенциальными клиентами, во-вторых, изучить спрос, в-третьих, протестировать оборудование, — рассказывает Константин Сергеевич, — за эти два дня Scuratov посетило около 200 человек.
Кофе у нас готовят не только с помощью всем известных эспрессо-машин и френч-пресса, мы используем и альтернативные способы заваривания (кемекс, харио, сифон, аэропресс), — информирует ИЩЕНКО, — наших сотрудников обучал двхкоатный чемпион города Омска среди бариста Евгений КАЛАЙТАНОВ в нашем собственном тренинг-центре.
«Больше не надо»
Рынок Омска не перенасыщен, но больше кофеен городу не надо, их ровно столько, сколько должно быть, — мнение управляющей кофе-холлом«Крем». «Время от времени появляются новые игроки, это не дает расслабиться уже существующим. Омск еще готов принять кофеен десять точно, — не согласен с ней Сергей РУБИН. — Хочу отметить, что кофе, конечно же, хоть и делается по одним стандартам, отличается от мастера к мастеру, но в целом омская кофейная индустрия на высоком уровне».
Город тяжелый в плане би