METRO CASH&CARRI В ОМСКЕ РАЗВОДЯТ НА ДЕНЬГИ ?

Четвертую по величине торговую сеть мира пытаются в Омске заставить второй раз заплатить за одну и ту же землю

Девятнадцатого декабря компания «МЕТРО Кэш энд Керри» открыла по Черлакскому тракту, 5 — недалеко от микрорайона Московка — свой второй торговый центр в Омске общей площадью 12 200 кв. м. А днем раньше, 18 декабря, арбитражный суд Омской области принял к рассмотрению два иска: один — о признании недействительными прав на земельный участок, на котором располагается этот самый ТЦ, и второй — о запрете «МЕТРО Кэш энд Керри» «совершать действия по строительству зданий, сооружений» на этом земельном участке.

АРТЕМЬЕВЫ

Иски в суд к «МЕТРО Кэш энд Керри» и ЗАО «Сафари» подал единственный учредитель последнего Андрей ЧЕРНИКОВ. Он просит «признать ничтожным договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 14.02.2013) № 74/12-ПЗУ от 28.12.2012». То есть договор аренды того самого земельного участка площадью 52 300 кв.м, на котором «МЕТРО Кэш энд Керри» на прошлой неделе открыло торговый центр со стоянкой на 350 машин.
Вторым иском г-н ЧЕРНИКОВ просит суд принять меры по обеспечению иска в виде запрета ответчику ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», а также иным лицам совершать действия по строительству зданий, сооружений на земельном участке, наложения ареста на земельный участок, запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области совершать какие-либо регистрационные действия в отношении земельного участка.
Согласно ЕГРЮЛ Андрей ЧЕРНИКОВ ранее числился директором ООО «Сибирьнефтегаз» и проходит как директор ООО «Авторесурс». Один из учредителей последнего — Владимир АРТЕМЬЕВ, сын бывшего заместителя председателя Омского городского совета Виктора АРТЕМЬЕВА.

На сайте Союза предпринимателей Омской области в информации, представленной кандидатом в президенты ООСП Николаем АРТЕМЬЕВЫМ (еще один сын экс-зампреда горсовета), говорится, что он якобы тоже «учредитель ООО «Авторесурс» (организация пассажирских перевозок, перевозка опасных грузов)». В архиве «КВ» имеется также решение Центрального районного суда г. Омска от 9 сентября 2011 года по делу № 33-7768/11, согласно которому Николай АРТЕМЬЕВ, Владимир АРТЕМЬЕВ и Вадим КИЗИИ как поручители обязаны рассчитаться по долгам подконтрольного им ООО «Сибирьнефтегаз» перед коллекторским агентством «Капитал-Инвест» (речь идет о сумме более 60 млн руб., которые Омск-Банк уступил коллектору).
Что касается отца Николая и Владимира — Виктора АРТЕМЬЕВА, заслуженного учителя Российской Федерации, он с 21 июня 2012 года является генеральным директором ЗАО «Сафари». Ранее фирму возглавлял Андрей ЧЕРНИКОВ. Но все соглашения с «МЕТРО» подписывал именно Виктор АРТЕМЬЕВ. Как, похоже, считает теперь учредитель фирмы, подписывал Виктор Николаевич их неправомерно.

Алексей ЖАБИН

В конце октября аналогичные иски в суд общей юрисдикции подавал индивидуальный предприниматель Алексей ЖАБИН. Он заявил, что «Сафари» еще до появления на горизонте «МЕТРО» — в мае 2012 года — заключило с ним договор о намерениях, обязуясь передать ему права на данный участок до февраля 2013 года. А это значит, соглашение с торговой сетью, подписанное в декабре 2012 года, ничтожно. 26 ноября Ленинский районный суд посчитал, что этот спор — юрисдикция арбитражного судопроизводства, и закрыл дело. Но еще 9 октября тот же Алексей ЖАБИН подал иск в арбитражный суд, в котором просит признать недействительным решение о назначении генеральным директором АРТЕМЬЕВА, чем опять же таки ставит под сомнения подписанный экс-зампредом горсовета договор уступки прав.

Какое дело ИП ЖАБИНУ до того, правомерно назначен директор или не правомерно, удалось понять только позавчера, 23 декабря, на очередном заседании арбитражного суда, где выяснилось, что в материалах дела есть ксерокопия договора о продаже ЧЕРНИКОВЫМ всех акций ЗАО «Сафари» Алексею ЖАБИНУ. Но, судя по всему, ЖАБИН чего-то испугался и отказался играть предназначенную ему роль бронебойного снаряда для «МЕТРО» и заявил отказ от всех своих исков в адрес «Сафари» как в суде общей юрисдикции, так и в арбитраже. В связи с этим ЧЕРНИКОВ сам пришел в понедельник на заседание арбитражного суда и заявил, что никакого договора по продаже ЖАБИНУ акций не подписывал и понятия не имеет, откуда такой документ появился в материалах дела. Самого ЖАБИНА на процессе не было.

Земля

После того как ЖАБИН отказался участвовать в операции по изъятию земли под торговым центром «МЕТРО Кэш энд Керри», этим, похоже, пришлось заниматься самому ЧЕРНИКОВУ.

Можно предположить, что иски накануне открытия торгового центра — это попытка растрясти международную компанию на дополнительные платежи владельцам ЗАО «Сафари». Расчет на то, что «МЕТРО», затратив на комплекс около 20 миллионов долларов, уже не сможет, по выражению Михаила ЗОЩЕНКО, «положить взад» надкушенное пирожное и заплатит как миленькое. Обычно западные компаниигиганты в таких случаях платят. Остается вопрос: было ли так задумано сразу, как только начались переговоры с «МЕТРО» и в документы были изначально заложены «мины», или все это чистый экспромт?

Интересно, что еще 28 февраля 2012 года корреспондент «КВ» задал вопрос региональному управляющему «МЕТРО Кэш энд Керри» по Сибири Алене ЕЛЬШИНОЙ о втором торговом центре в Омске. Уже было известно, что он появится на границе Ленинского округа, рядом с пересечением Новосибирского и Черлакского трактов. В октябре 2011 года, по ее словам, депутаты горсовета дали добро на изменение вида использования интересующего застройщиков участка — из рекреационной эта зона стала общественно-деловой. «Мы по-прежнему планируем это открытие, — рассказала тогда Алена ЕЛЬШИНА. — Сейчас решаются вопросы с оформлением земельного участка. Как только они будут решены, мы начнем строительство торгового центра».

Власть

Возникают вопросы: если участок еще не был оформлен, почему «МЕТРО» не стало претендовать на него самостоятельно, а дожидалось, пока его на свое имя оформит «Сафари», чтобы уже потом заключить с ним договор уступки права требования? «МЕТРО» вполне могло остановить процесс и заставить выставить участок на конкурс, дабы его получил предложивший лучшие условия.

Договор аренды земельного участка (а земля эта как была государственной, так и осталась ею до сих пор) ГУЗР заключило с ЗАО «Сафари» в августе 2012 года. Тогда главное управление даже обнародовало эту информацию на своем сайте: «Выделен участок площадью 85 283 кв. м для строительства логистического центра по Черлакскому тракту».

Первоначально этот участок был именно такой площади и только в декабре был разделен на два меньших: 32 938 кв.м и 52 300 кв.м. На эти 52,3 тыс. кв. м ГУЗР заключило 21 декабря 2012 года с ЗАО «Сафари» еще один договор аренды, право на которую директор предприятия Виктор АРТЕМЬЕВ переуступил 28 декабря «МЕТРО», надо полагать, за немалые деньги.

Как известно, такие крупные международные компании, как «МЕТРО Кэш энд Керри», собираясь заходить на территорию, первым делом идут во власть. И разговаривают о возможностях размещения именно с властью. 3 декабря прошлого года с омским губернатором Виктором НАЗАРОВЫМ встретился генеральный директор «МЕТРО Пропертиз» Милен ГЕНЧЕВ, который прямо сказал: «Мы всегда пытаемся синхронизировать наши действия с местными органами власти». Сам Виктор НАЗАРОВ на «кухонных посиделках» в газете «Коммерческие вести» 7 декабря 2012 года так заявил по поводу ситуации с «МЕТРО»: «Проблема действительно была в назначении участка — в переводе его в другой формат под разрешенное строительство. Видение города было таковым, что этот формат — построение логистического центра — позволяет в том числе рассматривать участок под строительство торгового центра. Но юристы «МЕТРО» говорят, что им этого недостаточно: мы должны четко знать, что строим именно торговый центр. Поэтому дано поручение министру имущественных отношений за два месяца привести весь пакет в соответствие. Совместно с «МЕТЮ» создали рабочую группу, чтобы найти пути быстрейшего перевода. Чтобы они в феврале могли начать проектирование и весной приступить к строительству магазина».

Все это происходило еще до того, как «МЕТРО» получило участок. Но если «МЕТРО» дожидалось, пока некая коммерческая организация зарегистрирует свои права на землю, чтобы уже потом выкупить у нее эти права, то им, явно, рекомендовал все это сделать кто-то из власти. Возможно, небезвозмездно.