ДОН КИХОТ СИБИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В Омской государственной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась презентация книги «А.С. Сорокин. Воспоминания. Письма»

Выступающие назвали этот увесистый том издательским шедевром. Действительно, под одной обложкой собраны не только известные, но и по крупицам собранные из старых газет, архивов произведения писателя. Много иллюстраций, качество бумаги, полиграфии выше всяких похвал (печаталась книга в Вероне, Италия). Так Антона Сорокина еще не издавали ни при жизни, ни после смерти.

Состоялась церемония передачи книг в дар библиотекам города и области, при этом редактор, издатель, руководитель благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов поблагодарил омских предпринимателей за помощь в издании книги и одному из них — Виктору Титареву-вручил почетный знак: премию Фонда им. исследователя Сибири Александра Дунина-Горкавича.

Писатель и галерейщик

Антон Сорокин был, пожалуй, самой нестандартной фигурой среди омских писателей всех времен. Сын самого богатого купца Павлодара в 1913 году построил дом в Омске, на Лермонтовской улице, и это жилище писателя стало центром литературной и художественной жизни в городе. Антон Сорокин пророчески написал, что, когда умрет, на этом доме набьют табличку с его именем и поселят в нем библиотеку сибирских писателей, а вокруг будут стоять бетонные небоскребы. Почти сбылось: дом — омская достопримечательность, памятник истории и культуры, который подпирает высотное жилое здание. Правда, в доме Антона Сорокина не библиотека, а мастерские художников. Но надо думать, писатель не был бы в обиде. Он когда-то собрал в своем доме коллекцию из тысячи картин. Объявил о создании галереи — и художники дарили ему свои произведения, которые после смерти писателя в 1928 году поступили в архив и музей. А причиной создания коллекции стало то, что Сорокину отказали в приеме в Общество изящных искусств.

Корреспондент монархов

У этого яркого человека было много друзей и приверженцев и не меньше недругов. Антона Сорокина называли чудаком, мистификатором, фантазером и в то же время литературным хулиганом. Он постоянно устраивал акции, которые сегодня назвали бы перфомансами. Приходя в редакции, объявлял себя гением. А потом — королем шестой державы. Сам себя представил на Нобелевскую премию и послал свои произведения монархам Европы и Азии. Ответ пришел только один — от короля Сиама, который сообщал, что не знает русского языка.

Среди шуток были и небезобидные. Придя в молельный дом к баптистам, он во время службы вышел на сцену и запел. За это Сорокина вынесли на руках и чуть не утопили в проруби.

Словом, жил в Омске в переломную пору возмутитель спокойствия, объясняющий, что маску сумасшедшего он надевает для борьбы со злобой мира, жадностью к деньгам и пошлостью жизни. Таким и остался сначала в памяти старожилов, а потом и в омской истории.

А ведь он, всю жизнь проработав скромным бухгалтером, написал сотни произведений. Многие в нынешнем издании впервые опубликованы в книжном варианте. Составитель, профессор ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Валерий Хомяков, и автор вступительной статьи, доцент того же вуза Валентина Шепелева, провели поиск и обнаружили в подшивках дореволюционных газет, в архиве рассказы, представляющие писателя с неожиданной стороны.

Психолог и мистификатор

Широко известны его антивоенный «Хохот желтого дьявола» и саркастический «Скандалы Колчаку». А Сорокин много писал о Великой Степи, о киргизах, как в ту пору называли казахов, — и это совсем другой писатель — тонкий психолог и даже лирик, защитник традиций степного народа от уничтожения цивилизацией. Был он и интересным философом, и остроумным автором афоризмов. Таким разным читатели узнают Антона Сорокина впервые.

Новому изданию, пожалуй, не хватает только комментария. Антон Сорокин никогда не скрывал, что он выдумщик. Были среди его выдумок и недобрые. Например, про купчиху Марию Шанину.

В 1926 году, когда обличать богатеев было не только модно, но и безопасно, Антон Сорокин в «Скандалах Колчаку» очернил первую в городе благотворительницу, почетную гражданку Омска. «… Она торговала дегтем под горой, потом — горничная у купцов Кузьминых, сокрытие девичьего греха, выход замуж за приказчика Шанина… Фиктивная покупка магазина Дерова… Присвоение магазина Шаниным. Отравление Шаниной своего мужа». Если б эти выдумки появились в печати до революции, последовал бы иск в суд. Но в 1926 году охаивать представителей купеческого сословия можно было, не заботясь о правдивости фактов. Кстати, Антон Сорокин издевательски писал и о зяте Шаниной — омском враче, коллекционере и художнике Сергее Ковлере: миллионер, сделал пожертвование на школу художников, чтобы его плохие картины взяли на выставку. Эти строки диктовала обида: самому Сорокину отказали в приеме работ, опасаясь очередного эпатажного скандала. О какой достоверности речь! Сорокин и о Врубеле написал. что тот в омские годы за двадцать пять копеек таскал на толкучку свои картины. А ведь Врубеля увезли из Омска трехлетним ребенком!

И вот в который уже раз в новом издании, к сожалению, закрепляются уничижительные характеристики, без объяснении становящиеся свидетельствами.

Леонид Мартынов назвал Антона Сорокина Дон Кихотом сибирской литературы. Рыцарь вернулся в Омск 500-страничным изданием, в котором человек-загадка раскрывается полнее, чем когда-либо прежде.