ИГОРЬ КОНОВАЛОВ: «ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР ОТКРЫЛ МНОГО ТАЙН»

Добровольцы-омичи под руководством заместителя председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игоря Коновалова три года ведут раскопки фундамента Воскресенского собора

С раскопок — в КПЗ

Игорь Коновалов не впервые во главе любителей омской старины своими руками восстанавливает омскую историю. Вот как он об этом рассказывает:

В 80-е годы был клуб любителей старины. Первой массовой акцией была реставрация лепнины на здании академического театра драмы. Мы делали объявления по радио, приходили в выходной люди и работали. Потом — на доме Шухмана, на Любинском проспекте, когда здания еще не были приватизированы и мы считали их достоянием всех омичей.

В 1988-м общественность подняла вопрос о необходимости восстановить Тарские ворота. Чтобы это сделать, нужно было точно определить место. Мы с нынешним историком-краеведом, а тогда еще школьником Сашей Лосуновым опросили жителей соседних домов и начали копать на газоне. Как хулиганов, нас забрали в УВД, поместили в КПЗ и с полчаса там продержали. Потом продолжили дело, фундамент обнаружили, но опять прибыл наряд милиции. Говорят: забирать вас никуда не будем, но не уйдем, пока вы не прекратите поиски. Потом уж я работал легально, от Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1989-м мы распространяли благотворительные билеты на восстановление Тарских ворот, и многие омичи откликнулись.

Раскопки на местах исторических памятников кто-то называет самодеятельностью. Но я считаю, прежде чем призывать к восстановлению, нужно уточнить место и понять, что осталось в земле.

Душа болела за памятник

Игорь, вы не археолог. Почему же занимаетесь раскопками?

Специалисты из Союза профессиональных археологов под руководством профессора Бориса Коникова работали здесь в 2009 году, когда шла речь о восстановлении храма. У археологов был грант. По итогам работы провели выставку. Но потом деньги кончились, восстановление храма отложили на неопределенный срок. Душа болела оттого, что памятник истории и архитектуры был брошен. Я обратился с предложением в областное министерство культуры оформить руинированный объект для экспонирования. Собор является первым каменным зданием Омска, его подлинные руины -ценнейший памятник материальной культуры, поскольку не может быть другого первого каменного здания. Но для этого необходимо было дальнейшее выявление руин. Археологи использовали полевой метод-, сделали несколько шурфов в разных местах, а хотелось максимально открыть стены подземной части здания. Нам разрешили. То, чем мы занимаемся, — это, строго говоря, не раскопки, а консервация. Там, где открыли кирпичную кладку, делали еще ряд из старого кирпича.

Вы получили добро и пришли на площадку. Но один в поле не воин.

Ни разу я не был один. По вечерам и в выходные всегда приходили добровольные помощники. В 2009-2010-м — учащиеся казачьего юридического колледжа, в 2011-2012-м — члены ВООПИиК, библиотекари. Бригада из городских библиотек приходила постоянно, они потом составили интересный отчет. В 2013 году стали приглашать омичей через Интернет. И народ откликнулся, по субботам до 30 человек приходило, лопат и скребков не хватало.

Следы варварства

Расскажите о самой значительной находке.

Памятная плита в честь пропавших без вести на Русско-японской войне. На ней имена 30 офицеров и сообщение о 700 нижних чинах Тобольского полка. Плита мраморная 80 на 40 и толщиной 10 сантиметров. Скорее всего, она была укреплена на стене притвора храма. Мы предполагаем, что, когда храм в 50-е годы разбирали, плиту оторвали от стены, бросили в подполье и потом засыпали строительным мусором. При падении она раскололась.

Но это же свидетельство варварства. Борьбы не только с религией, но и с памятью павших на войне!

А какое при советской власти было отношение к дореволюционным войнам? Чтили только героев Гражданской и Великой Отечественной.

Какие еще примеры поругания святыни вы обнаружили?

-Такова вся история сноса. Часть дома по соседству возводилась из кирпича собора. Дом строил РМЗ «Омскэнерго» хозспособом. Рабочих отправляли не стройку ломать стены и чистить кирпичи от раствора. Об этом нам рассказал человек, отец которого ломал храм, а потом получил квартиру в этом доме. Между домом и храмом стоял кран, который подавал эти кирпичи каменщикам. Мы долго думали, почему сохранившиеся стены имеют уступы? Пришли к выводу: удобнее было работать на высоте человеческого роста. Кстати, мы нашли несколько кувалд, зубил -красноречивых орудий сноса. Кирпичи чистить было нелегко — раствор был прочным. Сломанные кирпичи выбрасывали. Мы старинные кирпичи, целые и разбитые, сохранили. Накопилось уже 15 поддонов.

Кстати, хорош ли был кирпич?

Хуже, чем на Успенском соборе. Все-таки на 100 с лишним лет строили раньше. В XVIII веке кирпич обжигали на дровах, и очевидны следы недожога: не могли добиться нужной температуры. Но преимущество старинной кладки в том, что она плотная. Кирпич пористый, известковый раствор мягкий, пластичный — в кладке нет пустых швов, система перевязки надежна. Поэтому марка кирпича не имеет принципиального значения.

Таинственные находки

Какие вынутые из земли предметы рассказали о жизни войскового храма?

Мы нашли много фрагментов церковной утвари: лампад, подсвечников, оклада икон, цепь от паникадила. Пришли к выводу: эти предметы были сломаны не при ликвидации собора. Храм был богатым, и если что-то ломалось, меняли на новое, а ветхое складывали в одном месте. Нашли часть ткани облачения — полоску золотного шитья на зеленой основе. Мы обнаружили чугунную, художественного литья ручку от главной двери собора. Можно предположить, что за нее брался Федор Достоевский, описавший в «Записках из Мертвого дома» свои посещения служб в Воскресенском соборе. Ручка ржавая, но если чистить, появляются сколы. Мне кажется, это очень интересный экспонат.

А были необъяснимые вещи?

Были. Например, непонятно, как сюда попал армейский чугунный кухонный котел. Кухни-то в соборе не было. Или пушечное ядро. Одна из версий: на месте крепости еще до строительства храма проводились стрельбы.

Еще мы ломали голову вот над чем. К собору в разное время были пристроены два небольших хозяйственных помещения. В северном есть полуметровый колодец, из которого труба вела за пределы здания. Что это? Пришли к выводу, что труба была предназначена для слива воды после крещений. По церковным правилам ее нельзя смешивать с бытовой. Еще вопрос: для чего под боковыми папертями были устроены помещения, не соединяющиеся с собором? Историк Наталья Лебедева предположила: это склепы. Но на южной стороне размер для захоронения маловат: 1,5 на 1,2 метра. Люди стали выдвигать версии: карцер, ледник, кладовка, тайник? Фантазия заработала. А я инженер, и мне кажется, мое техническое предположение ближе к жизни: это прообраз современного кондиционера. По каналу, соединяющему подземные помещения с храмом, шел воздух, летом прохладный от земли. В старину были примеры таких конструктивных решений. Кстати, в соборе было 8 печей — голландских, обшитых металлом. И мы обнаружили фундамент от печи в притворе, не обозначенной на плане храма середины XIX века. Может быть, печь поставили позже.
Мифы и загадки

Вы упомянули человека, который увлечен тайной омских кладов, подземных ходов. А вас это не интересует?

Это мифы. Ходы и клады искали и под взорванным Успенским собором. Но там этого не было, а было тайное захоронение святого Сильвестра, что более значимо, чем клады. Иногда простые вещи могут многое рассказать о прошлом. Вот, например, повсюду мы находили подметки от сапог — до сотни. Откуда? А дело в том, что во время Великой Отечественной войны здесь располагалось мужское военно-медицинское училище имени Щорса. Учились в нем полтора года, а сапоги выдавались курсантам на год. Старые бросали в подпол.

Есть ли загадка Воскресенского собора, которую очень хочется разгадать?

Есть. Если поднять историю начала его строительства, обнаружим, что приглашенный из Тобольска зодчий Иван Черепанов поменял место. Командир сибирского корпуса Иван Шпрингер выбрал решение, наилучшее с градостроительной точки зрения — в центре площади, на пересечении улиц. А Черепанов указал на каноническую ошибку: алтарь православного храма должен смотреть на восток, а тут получалось на юг. Построили как положено. А неподалеку поставили генеральский дом с толщиной стен в полтора метра, средневековыми сводами в подвале. Моя версия: фундамент дома был сделан под храм, который потом по требованию Черепанова перенесли. Интересно поискать этому доказательства.

Чем вы хотите закончить исследование Воскресенского собора?

Хотел бы установить памятные доски: «Здесь молился Федор Достоевский», «Здесь крестили Михаила Врубеля», «Отсюда ушел сражаться на Бородино Ширванский полк», «Здесь в 1773-1792 году был лютеранский придел святой Катарины», «Здесь стоял во время службы Иоанн Кронштадтский». Биография Воскресенского собора уникальна: в ней вся история Омска.
Мы обнаружили чугунную, художественного литья ручку от главной двери собора. Можно предположить, что за нее брался Федор Достоевский, описавший в «Записках из Мертвого дома» свои посещения служб в Воскресенском соборе.