Розы посреди зелени
Первое качество балетмейстера -это вкус, считает Эльвира Сары-нина. И не только в сочинении рисунка танца. Вот как она рассказывает о создании костюмов:
Мы долго шили костюмы сами. Я шила, мамы шили. Знаете, что такое клятва родителя? Утром — ткань, вечером — костюм. Вечером — ткань, утром -костюм. Шутка, конечно. Но во время дефицита что-либо достать было трудно.
Не забыть мне, как мы участвовали в церемонии открытия СКК. Идея была: Омск — город-сад. Приносят невзрачные костюмы незабудок. Я говорю: «Мы в этом выступать не будем». — «Ну тогда готовьте сами костюмы роз». И вот мой муж, художник-архитектор, приносит с завода тюк красного ситца. Я говорю: «Мамочки, помогайте!». Мы покрываем желатином ситец -юбочки стоят. Потом обрезаем края у ветхих простыней, отбеливаем в хлорке, крахмалим — получаются замечательные рюши. Роз — 70, а у меня детей 500. Звоню режиссеру в Москву: кем быть остальным? Что еще осталось из садово-огородных культур? Он засмеялся: все овощи разобраны, остался только хрен. «Но я, Эльвира, на хрен не готов». И решили, что будем мы зеленью. Поставили номер. Картинка потрясающая: розы и зелень. И огромные банты у девочек.
Зрители ахнули. Балетмейстер должен и это уметь предугадать — первое впечатление. Чувствовать — как художник.
В Концертном зале Омской филармонии собрались танцоры разных поколений — от 4 лет до 40 с хвостиком. Творческим коллективом, который многократно был лауреатом всероссийских и международных конкурсов, а с 2006 года имеет статус студии Государственного Омского русского народного хора, со дня его рождения руководит заслуженный работник культуры Эльвира Сарынина. В интервью обозревателю «ОП» она рассказала историю «Солнышка» и поделилась секретами успехов своих воспитанников.
В Каннах люди пели «Калинку»
Эльвира Леонидовна, с чего началось «Солнышко»?
С кружка в школе № 89. А через год мы стали заниматься на базе 22-й школы. Сегодня в студии 300 человек, было время -в ансамбле занимались до 500. А тогда только 35. И на городском конкурсе детского хореографического искусства мы заняли первое место. В 1984-м ансамблю было присвоено звание «Образцовый», через год мы получили премию Омского комсомола.
А как родилось название коллектива?
Его придумали дети. Нам дали помещение в новом Дворце культуры «Рубин». И вот сидим мы в недостроенном еще балетном классе и придумываем название ансамблю. Кто-то говорит: «Солнышко». И все поддержали, потому что это имя нельзя исказить, придумать производную от него кличку, обозвать. Так и живем в «Солнышке», а все танцоры -солнышата.
На юбилейном концерте ваши воспитанники первого призыва исполнили попурри из танцев своего детства «Гиподинамия», «Калинка», «Аист на крыше», «Ча-ча-ча». Удивительно: через столько лет — и помнят!
Ну, во-первых, они собирались по субботам и репетировали. А во-вторых, многие из них или профессиональные хореографы, или артисты танцевальной группы Омского хора, балета Музыкального театра. Например, моя дочь Лена специально приехала на юбилей из Сочи, сама станцевала и показала свой коллектив, ее студия современного танца «Дарт» тоже побеждает на международных конкурсах.
А какой танец пользуется наибольшим успехом у зрителей?
Конечно, «Калинка» — из нашего золотого фонда. Вот и на Днях русской культуры в Каннах наши ребята танцевали, а вся площадь аплодировала и пела «Калинку».
«Если не права, извинюсь»
Вы никогда не жалели, что, став педагогом-хореографом, не сделали карьеру танцовщицы?
Никогда. Меня в семь лет папа отвел в клуб «Машиностроитель», где преподавала танцы замечательная Таисия Владимировна Рэй — балерина, жена актера Вацлава Дворжецкого. С ее сыном Владиславом Дворжецким я танцевала в паре. Интересный был мальчишка! А после занятий я приходила домой, собирала на улице детей и разучивала с ними танцы. И очень рано решила, что это будет моей профессией и мои дети будут самыми лучшими и самыми красивыми на сцене. У меня-то в детстве было одно платье. Мама постирает, я сижу на крылечке, жду, когда оно высохнет.
А способности к танцам есть у каждого? Или как голос -дан от Бога или нет.
Я считаю, что научить танцевать можно каждого. И чем раньше начинать, тем лучше. У меня в студии есть малышка двух лет.
Вы отбираете детей по конкурсу?
Нет, беру всех.
Какие уроки любимого педагога вы всегда помните?
Таисия Владимировна научила быть терпеливой и работоспособной. А потом у меня еще был педагог от Бога — Валентина Яковлевна Тулупова. И ее главный урок — тоже труд, постоянный труд.
Вы строгий худрук?
Я использую старинный метод кнута и пряника. Видите, они все меня обнимают, целуют. Стараюсь добротой воспитывать. Но приходится и требовать. Бывает, и ругаю, но всегда стараюсь быть справедливой. Если почувствую, что обидела, говорю: «Ребята, извините, я была не права». Главное в отношениях с детьми — честность и искренность.
Вкус побед
Такое впечатление, что «Солнышко» не проигрывает ни в одном конкурсе…
Один раз было. В 2005 году в Берлине на конкурсе, в котором участвовали коллективы из 22-х стран дальнего зарубежья, мы заняли 2-е место и получили большую серебряную медаль. Не золотую. Ребята плакали.
Но второе место — не провал.
А мы к нему не привыкли. И за два месяца до этого московский коллектив, получивший в Берлине золотую медаль, нам проиграл, вообще был на девятом месте. А эту победу, мы считаем, купил. Оттого и слезы, что нечестно это.
Как вы настраиваете детей на победу?
Говорю им: «Ребята, вы уже своим появлением на сцене, своей уверенностью должны поразить соперников».
Не боитесь, что вечные победители заразятся «звездной болезнью»?
Чтобы не «зазвездили», я их хвалю в меру. Даже после оглушительного успеха мы спокойно разбираем, что было хорошо, что на сцене не доделали. Слегка гордыню приглушаю.
Вы выступали в Китае, Японии, Франции, Венгрии. Какие истории вам особенно памятны?
Те, когда в нештатных ситуациях мои солнышата продемонстрировали не только мастерство, но и силу духа. Так было, например, на Сицилии. Танцевали «Потеху», и после первой «бисовки» вдруг выключили музыку. Наш педагог Светлана Евгеньевна Росстальная побежала к звукооператору. А я громко начала счет: «Раз-два-три-четыре». Они танцуют. Наконец с помощью переводчика на пульте поняли, в чем дело. И врубили музыку с начала. 9 минут без единого сбоя наши танцевали «Потеху».
И на «Утренней звезде» в Москве такое было. В 2000 году мы стали победителями. Все члены жюри нам единодушно поставили «пятерки». В конце нужно было исполнить танец-подарок. И тоже музыку забыли включить.
Зал скандировал «Мо-лод-цы!». Тогда это был танец «Ложкари». А когда тот же казус с музыкой произошел в Кирове на фестивале «Мир танцующего детства», ведущая Ангелина Вовк сказала: «Это только профессионалы из «Солнышка» так могут. И олимпийские чемпионы Роднина и Зайцев. Кстати, тогда мы, как и прославленные фигуристы, танцевали «Калинку».
Мамуля и внуки
Трудно брать на себя ответственность за детей?
Мы привыкли: я, педагог-репетитор и врач. И старшие дети отвечают за младших. Ни одного ЧП не было.
А говорят, однажды нескольких ребят с самолета отправили в больницу.
А из больницы отпустили домой. Это был год паники из-за свиного гриппа. Всем мерили температуру на борту. И со страху она у кого-то поднялась.
Я слышала, выпускники коллектива вас называют «мамуля».
Я всем говорю: у меня сотни детей и десятки внуков.
Внуки — это дети моих солнышат, которых родители привели в нашу студию. Вот дочь Наташи Водолазовой, вот — Наташи Сабанцевой…
Чем заняты артисты «Солнышка», когда не танцуют?
Мы поем. В перерывах, в автобусах. Сами сочиняем, после каждого фестиваля у нас своя новая песня есть. «Солнышко» -это такая большая дружная семья.