Состоялся второй семейный фестиваль российских немцев Омской области, гостям форума был представлен спектакль «Женщина Бергмана» Азовского народного театра «ART ist». Одним из главных событий Дней культуры стало открытие в дендрологическом саду Омска мемориального знака выдающегося агронома-селекционера Герберта Гензе.
Он создал этот сад, ныне являющийся памятником природы регионального значения. Ученик Николая Вавилова, верный школе генетики даже в годы ее гонения, Герберт Иванович работал в Поволжье, а в 1962 году был депортирован в Сибирь. Он был в Омске агрономом сельскохозяйственного отдела «Омскстрой», а с 1954 года трудился в отделе зеленого строительства Омского горисполкома. Именно тогда наш город был охвачен идеей превращения Омска в город-сад. Герберт Гензе был верным соратником легендарного главы города Николая Рождественского.
А в дендросад пришел в 1965-м, выйдя на пенсию. И почти тридцать лет с утра до вечера работал на выделенном под «банк растений» участке.
Я вспоминаю студенческие годы, когда мы, будущие агрономы, под руководством Герберта Ивановича засаживали весь город молодыми деревцами, — сказал на открытии памятного знака руководитель Омской областной национально-культурной автономии профессор Бруно Рейтер.
Из этого сада на улицы города выходили в свет не просто саженцы -авторские работы Гензе: пирамидальные тополя «Омский-1», «Памяти Вавилова», шаровидные ивы, голубые ели. На акклиматизацию елей сказочной красы ушло много лет и труда. Когда Герберт Иванович привил американскую голубую ель на зеленую сибирскую и получил разноцветное дерево, это стало сенсацией выставки декоративного садоводства в Германии, елка из Омска была отмечена гран-при. А сегодня подобные деревья привычно вписаны в омский пейзаж. Таких «изобретений» у дендролога было около 30.
600 деревьев и кустарников вырастил в дендросаду Герберт Иванович. И сегодня многие удивляют посетителей экзотикой и могут кое-что поведать о характере дендролога.
Он был шутник, — говорит преподаватель городского экологического центра, кандидат биологических наук Вениамин Решетников. — Посмотрите на эту ель с двумя стволами, образующими седло. Такая береза была любимой у Пушкина в Михайловском, а Герберт Иванович повторил идею — с елью. А этот необычно раскидистый тополь «собран» из 20 разных тополей. В детстве Гензе был с отцом в гостях у Мичурина, видел яблоню с 20 сортами плодов. И вот создал в Омске уникальное дерево.
Отныне около этих творческих работ стоит гранитный знак в память о селекционере. Совет по экологии региона принял решение присвоить омскому дендросаду имя Герберта Ивановича Гензе.