На прошлой неделе в Омском театре куклы, актера, маски состоялась очередная премьера. Спектакль «Зимняя сказка» поставил один из любимых актеров омской детворы нескольких поколений Эдуард Ураков.
Свою первую роль он помнит так, словно это было вчера. Семнадцатилетнего Эдуарда взяли в театр монтировщиком декораций. В тот день актеры играли спектакль на выезде в школе. Эдуард долго ставил ширму, а потом ему дали куклу разбойника и поставили в массовку. Актеры пели песню, и, поскольку мелодия была знакомой, молодой монтировщик начал им подпевать.
Затем получилось все по пословице- не было бы счастья, да несчастье помогло, — вспоминает Эдуард Семенович, — 1 января один из актеров не пришел на работу. Дети уже в зале, скоро спектакль, а этот актер играет в живом плане Незнайку. А на сцене — Ежика. Тогда-то режиссер спектакля Клара Весловская мне и говорит: «Переодевайся и иди играть».
Затем Ураков получил еще несколько ролей, в том числе в спектакле для взрослых, но пришло время служить в армии.
Весть о том, что на службу приехал артист, быстро облетела часть, — вспоминает Эдуард Семенович, — в Новый год я играл Деда Мороза в школе, директор школы после выступления угостил меня спиртом. Я пришел в часть, и меня посадили на гауптвахту. А потом я служил начальником клуба, организовывал самодеятельность и читал книги. Вот где я получил самообразование и начитался досыта.
Он вновь вернулся в Омск, в театр, и, как теперь признается, время полетело и летит до сих пор. За пятьдесят пять лет службы в театре Ураков сыграл десятки ролей и поставил девять спектаклей. Разные это были роли — большие и маленькие, сложные и не очень, но почти все любимые.
Самая сложная роль — это та, которая не удается, — признается Эдуард Семенович, — их было много, а вот спектакль -только один: «Еврейское счастье», где я играл несколько ролей. Разговаривал сам с собой, выходил из одного образа и входил в другой, удерживал внимание зала.
К режиссуре он относился легко: дают поставить спектакль -Ураков берется и делает. Первым был спектакль «Опасная сказка». Его заказали омские пожарные, помогли с затратами на постановку. После премьеры заказчики были в восторге оттого, что приняли участие в подготовке спектакля. Он шел на сцене театра несколько лет. Потом появился «Калиф и аист» -спектакль с особой атмосферой, восточными мотивами и ритмикой.
Уракова можно назвать одним из основателей зала для самых маленьких — детей от двух до четырех лет, где также идут спектакли, поставленные Эдуардом Семеновичем.
Сегодня мамы приводят в театр детей младше двух лет-пол-зала с пустышками и памперсами, — смеется Ураков, — удержать их внимание сложно — с ними надо играть. Они очень быстро оказываются вокруг меня, один ползет сюда, другой оттуда. Но я считаю, что главное-любить детей, и тогда все получится.
Ураков считает, что в театре ребенок быстро привыкает к группе своих сверстников, учится общаться. Само посещение театра — это праздник. Театр должен воспитывать — таково убеждение актера. Воспитывать любовь к маме, папе, к близким, к природе.
Анастасия Трифоновна Варжало, мой любимый режиссер, ставила спектакли с красивой, доброй идеей, — говорит Ураков, — если спектакль сделан талантливо, он обязательно оставит след в сердце и душе ребенка.
Эдуард Семенович считает, что театр — это творчество: тогда он становится настоящим домом для всех — и актеров, и режиссеров, и работников цехов. И в творческий театр приходит настоящий зритель.
Есть у легенды омской сцены Эдуарда Уракова мечта — поставить «Гулливера в стране лилипутов». Он вынашивает эту идею уже около трех лет, даже эскизы к спектаклю готовы, но никак не может решиться. А пока ставит другие спектакли, играет на сцене, занимается своим любимым детищем — залом для самых маленьких, где в начале спектакля Ураков обязательно говорит:
Здравствуйте, меня зовут дедушка Эдик. Я расскажу вам сказку…
И начинается волшебство, имя которому — театр. А без него Эдуард Семенович себя не мыслит.