В девять утра на стихийном рынке у остановки «Ул. Магистральная» тихо. Лишь три-четыре пожилые женщины развешивают и раскладывают свой нехитрый скарб — старые кофточки и баночки с соленьями. Странное время выбрала омская мэрия для рейда по несанкционированным местам торговли. Ловить, кроме бабушек, некого. Журналистов собралось гораздо больше торговок, на каждую пожилую женщину приходится по четыре-пять молодых людей с диктофонами, микрофонами, фото- и видеокамерами. Бабушкам под прицелом аппаратуры находиться неприятно, кто-то задаёт стрекача. Журналисты бегут за женщинами, окружают и «сверлят» их дорогой оптикой. Такое впечатление, что новостей в Омске просто нет, кончились, остались только эти старухи-ньюсмейкеры.
-Да пусть проверяют, — говорит моя собеседница, отказавшаяся назвать своё имя. -Нас полиция часто проверяет.
И что?
-Да ничего. Они уйдут, мы снова торгуем. Я с апреля по октябрь — на даче, а с октября по апрель — тут. Торгую тем, что выращу. К пенсии прибавка.
На «прилавке» женщины лежит большая красивая тыква, видать, к Хэллуину выложила. Наконец-то, с опозданием в час, подходит полиция.
Вы чего так поздно? — спрашиваю представителя правоохранительных органов.
Да потому, что я об этом рейде только пять минут назад узнал, — отвечает он. Как и продавщица тыквы, полицейский отказывается называть своё имя.
Тем временем в ход идёт тяжёлая артиллерия — местные жители. Мэрия долго держала их в засаде, хотя заранее было известно, что рейд проходит по их инициативе.
Разворачивайте плакат, вот сюда становитесь, — говорит представитель горадминистрации. Он услужливо подаёт лист ватмана женщине, второй плакат держит в руках. — А теперь давайте поменяем листы, — подаёт второй ватман, а прежний сворачивает. На листе написано: «Торговля должна быть на рынке!»
Фото- и видеооператоры дисциплинированно снимают протестующих местных жителей.
Чем вам бабки-то помешали? — спрашиваю я активистку.
-Да не они нам мешают. Вон у нас во дворе мясом торгуют, прямо у газгольдера разделывают тушу. Детям гулять негде.
Наверное, для торговцев мясом ещё рано?
-Да. А ещё сегодня четверг. Все знают, что по четвергам рейды.
Отчего же мэрия так любит этот день недели, что о нём знают торговцы? — с этим вопросом обращаюсь к представителю горадминистрации.
Вот видите, значит, работает мэрия, раз по четвергам несанкционированной торговли нет, — говорит он.
Тем временем представитель одного из телеканалов обращается к моему собеседнику с просьбой продолжить рейд. Одних бабушек для телевизионной картинки мало. Проходит экстренное совещание и принимается решение ехать на другую точку: подпольный рынок у дома № 96 по проспекту Мира. Благодаря внеплановой проверке представителям власти всё же удалось составить несколько протоколов на торговцев мясом. Те могут быть «благодарны» моим коллегам, ведь если бы не «телевизионная картинка», в тот день их едва ли кто-нибудь побеспокоил.