«ЧАС РАБОТЫ АВТОБУСА — 850 РУБЛЕЙ»

НЕДЕЛЯ угол зрения с Олегом Осинским

Олег Иванович, омичи очень недовольны планами мэрии увеличить стоимость проезда в муниципальном транспорте до 20 рублей.

-С одной стороны, транспортники — заложники ситуации, которая сложилась в нашем государстве с повышением цен на топливо, энергоносители и расходные материалы. Если бы эти процессы были остановлены, у меня не было бы разговоров на эту тему. В этом году топливо подорожало на 14 процентов, а прогнозировали только на пять.

С другой стороны, на нас отражается состояние городского бюджета. В 2012 году на компенсацию разницы в тарифах нам выделяли 609 миллионов рублей, в этом — 247. В следующем году — ни копейки. Мы учли это при расчётах нового 20-рублёвого тарифа. В него, кстати, не заложены расходы на повышение заработной платы, обновление состава.

-А сколько сегодня получают кондукторы и водители?

— В среднем заработная плата работников автотранспорта составляет 17 тысяч рублей, при этом водители получают 24 тысячи, а кондукторы по 11-12 тысяч рублей.
Значит, есть текучка кадров?

-Ужасная — более 30 процентов. Не все выдерживают: этот труд связан с большой эмоциональной нагрузкой, население во всём же винит транспортников. Я работал в автопарке. Ты попадаешь совершенно в другую жизнь, где нет практически ничего, кроме работы: в четыре часа утра встаёшь и в восемь вечера необходимо ложиться. Городские жители неохотно идут на такие условия и зарплату. Проблему с кадрами удаётся решать только благодаря сельскому населению — они работают вахтовым методом.

Может, стоит начать экономить?

-Мы так и делаем, пытаемся хоть как-то сократить расходы. Например, в этом году закрыли ПП №9, троллейбусное депо на левом берегу, сократили примерно 800 человек. Но это пока дало нам рубль себестоимости. Можно, конечно, было бы экономить и на маршрутной сети: более 40 процентов маршрутов постоянно приносят убытки, но мы не можем на это пойти по понятном причинам. Пока что мы готовы сокращать число автобусов на маршруте, особенно в вечернее время.

Это точно, вечером автобус можно не ждать.

-Час работы автобуса стоит 850 рублей, вечером в салоне едет только 10 человек — посчитайте и поймёте, что мы несём в этот час убытки.

Почему ПП №8 берёт в аренду автобусы частной компании «Стэнли»? Ведь это менее выгодно, чем покупать технику в лизинг. Получается, бизнес зарабатывает деньги, а мэрия их теряет…

Не стоит начинать этот бизнес ради десяти автобусов (в компании «Стэнли» как раз десять — ред.), для получения хороших прибылей надо больше, к тому же нельзя обойтись без диспетчера, механика. Руководство «Стэнли» оценило свои дополнительные затраты и поняло, что легче отдать транспорт в аренду. Сегодня арендная плата покрывает все расходы, и у восьмого парка остаётся прибыль.
Много жалоб поступает от наших читателей на то, что в городе не работают электронные табло. Какова их судьба?

Эти табло были закуплены у нижегородской фирмы. Мы разобрали их и увидели, что качество оставляет желать лучшего. В настоящее время мы всё-таки пытаемся их реанимировать.

Каково ваше отношение к студенческой акции (1 и 16 числа каждого месяца омские студенты решили ездить зайцами, протестуя против высокой стоимости проездного — ред.)?

Я не понимаю этой студенческой акции: они не платят за проезд, а с каких денег мы должны платить зарплату водителю? Почему, к примеру, студенты не бастуют против высоких цен на продукты питания?

Что будет с трамваем?

Однозначно — трамвай будет жить. Схема его движения останется пока такой же, а новые ветки будут появляться только на тех участках, где трамвай пойдёт на обособленном, не совмещённом с автомобилями пути. Мы не будем восстанавливать маршрут № 10 — он всегда был убыточен.

-Когда, по вашему мнению, будет наведён порядок среди газелистов?

Сегодня государство говорит частникам: получи лицензию и работай спокойно. Тебе не нужно получать лицензионную карточку, не надо согласовывать схему маршрута, да и транспортная инспекция может проверить тебя только с разрешения прокуратуры. Но эта свобода имеет и обратную сторону — этот рынок сложно управляемый. Так что приходится выступать этакой независимой стороной. Благо сами предприниматели сегодня поняли, что им нужны правила, по которым они будут жить.

Вы всегда были сторонником того, чтобы поделить город на тарифные участки. Не отказались ещё?

Не думаю, что Омск готов к этому. К примеру, чтобы проехать от Московки до центра, нужно будет преодолеть три тарифных участка, и проезд в таком случае будет стоить 40 рублей, а не 16, как сейчас. Мы редко вспоминаем о том, что город Омск — очень вытянутый. В экономике есть такое понятие, как пассажирокилометр. Что дороже: перевезти вагон из Москвы до Курска или до Владивостока? В пассажироперевозках такая же ситуация. Для сравнения: Тюмень компактна, её протяжённость — 10 километров, проезд стоит 16 рублей — пассажир платит за 1 километр пути 1,60 рубля. Омский пассажир платит 85 копеек. Поэтому я всегда говорю: маршрутную сеть нельзя растягивать до бесконечности — без пересадок и проездных в нашем городе никуда.

Досье

ОСИНСКИЙ Олег Иванович родился 22 марта 1972 года в Казахстане.
В1989 году приехал в Омск, выучился на инженера-механика. В марте 1994 года пришёл в ПАТП № 7 на должность водителя-наставника, дослужился до директора предприятия. В 2002 — 2008 годах — заместитель директора департамента транспорта.

В 2008 — 2012 годах — заместитель директора рекламной компании «Арт-Мастер».

С 2012 года — директор департамента транспорта администрации города Омска.