— Виталий Филиппович складывается впечатление, что на арену в вашей программе выходят только родственники-Воробьёвы.
На самом деле Воробьёвых в программе только трое — я, моя жена и племянник. А остальные — те, кто работает под моим руководством. Мне пришлось в своё время создавать эти номера, и все артисты работают потом под фамилией руководителя. Вот поэтому у нас такое засилье Воробьёвых в программе.
Центральный номер представления тоже ваш — «Ехали медведи». Какой трюк там самый сложный?
У нас там нет лёгких трюков. Наши медведи единственные в мире, которые ездят на двухколёсном мотоцикле. Эквилибр на катушке, бегущие по барьеру — это всё трюки для медведей «ультра-си». В акробатике, в гимнастике есть такая категория трюков — самая высшая.
-А ваша медведица, которая взлетает под купол цирка, не боится высоты?
-Любой медвежонок не боится высоты, но когда им исполняется года полтора, тут как раз и начинается боязнь. Просто наша медведица, которая летает с нами, очень талантливая. Она на самом деле выдающаяся медведица. Хотя уже в возрасте — ей шестнадцатый год. Второй медведицы, способной это повторить, нет. Были и другие девчонки, которых мы пробовали, но в какой-то определённый момент они вдруг отказывались, и всё. Страх. Медвежья болезнь.
— Вы сами ставили программу?
-По профессии я театральный режиссёр. У меня была идея сделать цирковой театрализованный спектакль. Так был собран этот коллектив. Мы уже пятый год добиваемся того, чтобы сделать спектакль «Руслан и Людмила» по Пушкину. Режиссёрская комиссия утвердила, есть все приказы. Ждём только, чтобы дали деньги. Все номера, вошедшие в программу, — фрагменты будущего спектакля. Но для него у нас будут и костюмы совершенно необычные, и новая декорация в манеже. И манеж должен быть «двухслойным», потому что у нас нет возможности по ходу действия увезти-привезти декорации.
-У циркового артиста Воробьёва как театр в жизни появился?
Пришла пора получать высшее образование, и я пошёл в Краснодарский институт культуры. Там, на моё счастье, в тот момент набирали курс профессиональных театральных режиссёров. Меня тогда не приняли по причине того, что я не отношусь к театральным артистам. Мне даже сказали, что я не имею отношения к искусству. Я им ответил, что сегодня же отправлю телеграмму Екатерине Алексеевне Фурцевой (в то время министр культуры СССР — ред.), чтобы она мне объяснила: цирк — это искусство или нет. Ну и тут же -на следующий день я увидел себя в списках зачисленных.
-Вы играли в постановке Рижского драмтеатра. Расскажите об этом факте.
-Мы тогда были на гастролях в Рижском цирке. А они к Новому году делали «Трёх толстяков», и им нужен был профессионал. В Рижском театре узнали, что есть такой Воробьёв. На мой взгляд, у них тогда получался спектакль, который как бы унижал цирковое дело. Меня это взбунтовало, и я им сказал, что не могу сделать то, что будет против моей воли. И мне отдали сцену в полное распоряжение. Так там появились силовой акробатический этюд, множество других трюков. В конце концов, я и сам вышел на сцену -на одном из спектаклей исполнитель роли Тибула получил травму. И по звонку режиссёра я его заменил, так как знал мизансцены. Потом режиссёр мне предложил переходить к ним в театр. Но я сказал: «Я знаю, что вы получаете больше всех в театре, но я сейчас в цирке получаю больше вас». Он ответил, что будет ждать, когда я выйду на пенсию.
Досье
Виталий ВОРОБЬЁВ, народный артист России, артист Росгосцирка, режиссёр-постановщик, дрессировщик медведей. Его номера становились лауреатами многих международных цирковых фестивалей. В советское время был членом ЦК ВЛКСМ.