История этого дома трагична. До лихих 90-х многоэтажка была ведомственным общежитием одного из омских предприятий, стояла у него на балансе. Потом собственник дома вместе с жильцами продал его другому лицу. Из рук в руки дом переходил несколько раз, пока наконец сделки купли-продажи дома не были отменены в судах. Фемида решила, что бесхозный дом должно взять на баланс региональное министерство имущественных отношений и заключить с жильцами договор социального найма.
За время долгих хождений по рукам дом №6 в на Круговой пришёл в полную негодность — мимо него уже ходить опасно, на голову может упасть кирпич.
-Самое страшное, что у дома почти разрушены несущие стены, — говорит инженер-строитель Центра учёта и содержания собственности Омской области Иван Жидков. — Особенно опасна наступающая зима. Из-за того что постоянно мокрые стены промерзают, многоэтажка в любой момент может сложиться как карточный домик.
Чиновники решили экстренно переселить людей из аварийного дома. Жильцам было предложено самим подобрать себе новое жильё, чтобы затем Минимущества смогло выкупить понравившиеся варианты за счёт средств бюджета. По закону при переселении из аварийных домов новое жильё должно соответствовать по площади старому. Комнаты в доме на Круговой небольшие — 16-17 квадратных метров. Поэтому люди могли претендовать лишь на такие же «клетушки» в бывших общагах, но зато пригодные для жизни. Более 60-ти семей уже справили новоселье, покинув забытую богом дыру, как вдруг процесс переселения застопорился. В новые квартиры отказались съезжать уже двое жильцов. Ради безопасности людей министерство имущественных отношений обратилось с иском о принудительном выселении в Советский районный суд. Жильцы предъявили встречные требования.
На одном из процессов побывал корреспондент «Вашего ОРЕОЛА». Ответчицей по нему стала Сандугаш Уразова. В суде Уразова заявила, что стоит на учёте в муниципалитете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и потребовала, чтобы площадь нового жилья рассчитывалась по социальным нормам — не менее 18 квадратных метров на человека. В квадратуру своего нынешнего жилья Уразова попросила суд зачесть не только комнату, но и часть общедомовой территории — всего около 25 квадратных метров. Отдельную квартиру именно такой площади женщина требует от Минимущества. Ранее выбранная комната в общежитии её уже не устраивает. Прокуратура в этом споре поддержала чиновников.
Жильё, предоставляемое Минимущества региона гражданке Уразовой и другим жильцам дома, отвечает всем установленным законом требованиям, — комментирует старший помощник прокурора Советского округа Ольга Солдатенкова. — На основании статьи 89 Жилищного кодекса РФ жилое помещение, предоставляемое гражданам в связи с переселением из аварийных домов, подлежащих сносу, должно быть благоустроенным, равнозначным по площади ранее занимаемому, находиться в пределах одного населённого пункта. При этом жильцы сохраняют право состоять на учёте в администрации города Омска в качестве нуждающихся и претендовать на получение жилья по договору социального найма, если ранее состояли на данном учёте.
Суд поддержал требования Минимущества, постановив выселить Сандугаш Уразову в жильё, предоставленное министерством. Правда, эта комната находится уже не на проспекте Мира, где изначально хотела поселиться Сандугаш, а в Амурском посёлке — из-за судебных споров первоначальный вариант был упущен.
Такое решение суда не стало сенсацией — требования, заявляемые Уразовой, изначально были абсурдны. Сама ответчица вряд ли это понимала: практически всё судебное заседание за неё выступал представитель Виктор Павлов. Неужели юрист не знал азбучных норм жилищного законодательства? О своём опыте в этой сфере Павлов предпочёл не распространяться. Так же как и о сумме гонорара, который он, надо полагать, получит с жильцов. Два иска по выселению жильцов из дома №6в на Круговой на сегодняшний день в Советском районном суде уже рассмотрены. Другие жильцы, поверившие в сказку о золотой рыбке, тоже не намерены сдаваться без боя — нерасселёнными в доме остаются порядка 60-ти квартир. Только составление искового заявления в среднем обходится на сегодняшний день в сумму около пяти тысяч рублей, один судо-день и представительство в судах последующих инстанций тоже стоит денег. Можно предположить, что наивные жильцы бывшей общаги стали для предприимчивого юриста настоящей золотой жилой.
Р. 5. Решение суда не вступило в законную силу.