Андрей Иванович, в декабре вы открыли в Омске два новых издания: «Деловой Омск» и «Коммерсант». Зачем сенатору собственные СМИ? Видимо, вы хотите, чтобы о вас хорошо писали газеты?
Я не хочу, чтобы обо мне хорошо писали газеты, я хочу, чтобы обо мне неправды не писали. Всё, что в Омске происходит, мне любопытно и интересно. Я хочу, чтобы в Омске были правильные и нужные, с моей точки зрения, вещи. С одной стороны, чтобы наши издания не были газетой «Правда» — рупором о будущих мифических победах, с другой — СМИ, которые выискивают только грязь и считают, что помоечные новости — это тот новостной ряд, который интересен нашим жителям. Между ними должно быть ещё что-то. Я в своё время общался с владельцами СМИ, пытался решить этот вопрос. Не очень это получилось.
Будете ли вы влиять на их редакционную политику?
Конечно, буду, как читатель. Я оставил за собой право высказывать, что мне нравится, что нет. С ребятами мы сразу договорились, что вмешиваться в редакционную политику я не буду. Мы договорились о двух вещах: у нас в изданиях не должно быть хамства, не должно быть непрофессионализма. Всё остальное допустимо и нормально.
И во сколько вам обойдутся эти издания?
Я не могу точно сказать. Спросите моего пресс-секретаря.
Что в реальности стояло за продажей «Виты»? Есть мнение, что таким образом PepsiCo убрала конкурентов? (Напомним, холдинг «Акция» — бизнес-структура, к которой Андрей Голушко имеет отношение, — ранее владел молочным заводом в Исилькуле. Затем продал его компании «Вимм-Билль-Данн», которая в свою очередь перепродала его компании PepsiCo. Последняя закрыла это градообразующее предприятие. По версии журнала «Бизнес-курс», PepsiCo купила молзавод, чтобы убить конкурента, а поскольку содержать его было невыгодно (у компании есть свои мощности), то его проще было закрыть. Не последнюю роль в этой истории сыграл сенатор Голушко.)
— Вся эта история — демонстрация того, чего не должно быть в изданиях, которые мы создали. Потому что в истории, которая описывалась в «Бизнес-курсе», — непрофессионализм, неадекватность и хамство. Невозможно продать предприятие, чтобы его завтра закрыли. Я таких примеров не знаю. Когда «Акция» продавала это предприятие, оно было успешно действующим и покупал его успешно действующий федеральный холдинг. Того, что через год или какое-то время этот федеральный холдинг был куплен PepsiCo, никто не мог предусмотреть, не мог предвидеть. Там всё решалось в дни, даже не в недели, а в дни. И мы с удивлением об этом узнали. Для «Вимм-Билль-Данна» это была успешная сделка, повлиять на её проведение или непроведение никто из Омска не мог. Это другой уровень бизнеса, другой уровень отношений. Вопрос о том, что произошло дальше с заводом, нужно задавать тем руководителям региона, которые в тот момент так выстроили отношения с PepsiCo, что та просто взяла и закрыла завод.
Сегодня обманутые пайщики из посёлка Ключи Омской области на чём свет стоит клянут сенатора Голушко. Пресс-служба «Акции» распространила информацию о том, что компания является добросовестным покупателем тепличного хозяйства. Но ведь земля-то под ним, похоже, краденая. (Об этой истории «Ваш ОРЕОЛ» уже писал: компания «Овощевод» обанкротилась, каким-то непонятным образом земля, принадлежащая пайщикам, вдруг оказалась в собственности «Сибагрохолдинга», который теперь принадлежит всё той же «Акции».)
Я уверен, что «Акция» — добросовестный приобретатель (нервно стучит пальцем по столу). Там есть две истории. Первая — история несчастных обманутых людей, которых предыдущие хозяева в конце 1990-х — начале 2000-х обманули. Таких историй у нас, к сожалению, много. Их не избежать. С людьми, конечно, нужно разбираться, смотреть, чем им можно помочь. И искать тех, кто их обманул. Есть история вторая, в которой появляются некие прохиндеи. Они приходят в «Акцию» и говорят: «Денег дайте — и мы локализуем негатив обманутых людей». Им денег не дают — они идут к людям и говорят: «Теперь вы нам заплатите». Людей просто используют. С прохиндеями мы ничего общего иметь не хотим, общаться с ними не будем. С людьми руководство «Сибагрохолдинга» общается, какие-то варианты ищет. (Снова нервно стучит пальцем по столу.) Я бы ваше внимание на другое обратил: когда холдинговая компания покупала предприятие, его, по сути, не было. Там были разрушенные теплицы, полностью замороженный урожай.
Так кто конкретно заказал народное недовольство?
Кто инициирует (сходы — ред.), кто письма пишет. Есть там группа прохиндеев, которые вдруг стали востребованы нашими уважаемыми изданиями. (Об этой истории, в частности, писал «Ваш ОРЕОЛ» — ред.)
Поговорим о другом бизнес-скандале. Как вы оцениваете ситуацию вокруг «Омскэлектро»? (В конце прошлого года депутаты горсовета приняли решение о передаче имущества компании МУПЭП «Омскэлектро» в аренду только что созданному «Акцией» ЗАО «Омскэлектро». Взамен «Акция» обещала погасить многомиллионные долги муниципальной компании. Но в конце концов холдинг имущества не получил, теперь мэрия ищет другие варианты спасения предприятия.)
Моя роль в истории с «Омскэлектро» была простая: ко мне летом прошлого года Двораковский обратился с просьбой предотвратить банкротство компании. Я устроил так, что федеральная МРСК скомандовала МРСК Сибири не банкротить «Омскэлектро». Этим моя роль была ограничена. Если бы это решение не было принято, мы бы уже давно забыли о существовании этой компании. То, что происходило дальше, — чудные какие-то вещи… Посмотрим, чем закончится. Я очень надеюсь, что компания останется муниципальной.
В последнее время часто говорится о том, что осенью в регионе пройдут выборы губернатора.
У нас губернатор на пять лет избран (вообще-то, назначен — ред.), с чего вы решили, что осенью будут выборы?
Заработали несколько групп полит-технологов…
Не могу по таким приметам начинать выстраивать свою позицию. (Опять нервно стучит по столу.) У нас таких признаков в отношении ухода Леонида Константиновича (Полежаев — ред.) было много последние лет пятнадцать. Он только раз десять послом в Казахстан «уезжал». А свое дорогой Леонид Константинович отсидел.
Как вы оцениваете личные качества губернатора Виктора Назарова?
Он один из самых порядочных людей, которых я знаю. Что касается недостатков, конечно, я некоторые замечаю. Мне кажется, у нас есть некоторая чехарда в региональном правительстве. Когда такое было, чтобы у нас по три министра менялось в одном и том же министерстве за год? Эта проблема связана с тем, что у него не было готовой команды. Но я убеждён: у него всё получится. Вам же всем Леонид Константинович обещал, что вы насладитесь новым стилем управления. Ну, наслаждайтесь.
Немало говорят и о возможной досрочной отставке мэра Двораковского. Многие недовольны его работой.
Я тоже, не скрою, недоволен этим мэром. Недоволен, что они профукали 300 миллионов на капремонт. Я очень недоволен, что вместо двух миллиардов, которые должны были быть выделены на реконструкцию Омской крепости, они умудрились на 503 миллиона объектов написать. Но это не значит, что я завтра выйду с лозунгом: «Банду Двораковского под суд!». Мы с ним работаем, пытаемся конструктивно взаимодействовать. Его избрали омичи… как избрали — не хочу давать оценок. Вот когда я к какому-то тупику совершенному приду, тогда вам и скажу: «Для меня капец, всё закончилось». Но пока для меня это всё не так. Хотя я очень многим недоволен, я считаю, что у нас очень рыхлая городская администрация. Мне кажется, там сонное царство. Я очень хочу, чтобы у мэра с Тилем (Анатолий — главный архитектор города — ред.) загорелись глаза. Я им говорю: «У вас не будет ни второго, ни третьего срока. У вас есть возможность благодаря нам с губернатором оставить после себя след в этом городе. Всё забудут, а это (Омская крепость -ред.) останется, и вы будете ходить на старости лет, палочкой стучать и показывать: «Мы сделали». Не горят глаза у них. Ну ничего, будем настойчиво, кропотливо, ежедневно пытаться их подзажечь.
Досье
Андрей Иванович ГОЛУШКО, сенатор. Член Комитета Совета Федерации по экономической политике. Выпускник юрфака ОмГУ. Один из создателей холдинговой компании «Акция». В 1994 году был избран депутатом Заксобрания. С 1997 года — первый заместитель губернатора Омской области. В 2007 году избран депутатом Госдумы от Калининградской области по списку «Единой России». В 2012 году избран депутатом совета Шербакульского городского поселения, а затем на заседании Законодательного собрания Омской области — представителем (сенатором) Омской области в Совете Федерации.