БЮРО РЕГИСТРАЦИИ несчастных случаев (БРНС) в составе Управления уголовного розыска, созданное совместным постановлением городских властей и УВД Омской области, действует в Омске ухе пять лет. Три основные задачи его деятельности — это оказание помощи гражданам в розыске близких, розыск без вести пропавших и неопознанных трупов, розыск преступников, скрывающихся от следствия и суда.
Здесь сосредоточен мощный банк данных — обо всех эксцессах, происходящих в городе. Сюда звонят взволнованные горожане, сотрудники угро, службы скорой помощи, районных управлений. Сюда шлют запросы из других регионов России. Поступающая информация сразу передается в соответствующие структуры. От оперативности зависит, насколько успешным будет поиск.
— Наше подразделение значительно разгружает дежурные службы РУВД, — говорит начальник БРНС подполковник милиции Владимир Либец. — Благодаря компьютерному обеспечению мы имеем возможность моментально реагировать на запросы любого уровня и оперативно решать задачи по розыску пропавших людей. Гражданам не надо писать заявлений, прилагать к ним документы и фото, достаточно позвонить дежурному. Поиск начнется сразу.
В арсенале бюро имеется видеоархив неопознанных, но уже захороненных трупов. Опытные операторы при работе с этой категорией пострадавших стараются фиксировать все особенности и индивидуальные фрагменты человека — шрамы, следы от операций, антропологические отличия, наколки и т.д. Чтобы даже спустя значительное время, погибшего можно было опознать.
Объем работы БРНС — колоссальный. Только по каналам 03 ежесуточно проходит около 800 человек. Кто-то попадает туда по недоразумению, и его отпускают, кого-то отправляют в вытрезвитель, кого-то — в реанимацию, а кого-то — в морг. Но все эти случаи заносятся в банк данных, и, в случае необходимости, сразу могут быть востребованы.
Дежурные операторы службы работают круглосуточно. Работа не из легких. Не зависимо от собственного настроения и обстоятельств, требуется быть максимально корректным, обходительным, сдержанным. Каждый день сопряжен с человеческой трагедией, когда по долгу службы приходится звонить родным, чтобы сообщить о худшем.
Бывают и положительные моменты, когда все самое страшное позади, и пропавший, наконец находится. Когда раздаются звонки со словами сердечной благодарности. Пусть пропавший найден в другом городе, в вытрезвителе, в реанимации, на другой планете. Главное — жив!
— Существуют ли сезонные особенности в работе службы?
— Конечно, — отвечает дежурный Павел Васильев, — зимой чаще морозятся, летом — тонут. Сегодня почти ежедневно раздается 4-5 звонков об очередных утопленниках. Шквал обращений приносят городские праздники. То есть в день праздника все относительно спокойно, а вот на следующий день народ пропадает прямо пачками. Правда, большинство потом через сутки-двое находится. Та же тенденция после получек. Многие пока хорошенько не отметят это дело, домой не возвращаются. Женщины чаще ищут, мужчины чаще теряются. Есть и немало курьезов — подчас приходится «рассекречивать» неверных мужей, которые на нас обижаются. Но что поделать — работа такая — если человек пропал, значит, его надо найти.
Кстати, службы подобные БРНС, имеются сегодня далеко не в каждом регионе. Но завтра наверняка появятся везде. В Омске в этом не сомневаются.