Денис ДЕНЕЖКИН, первый заместитель министра экономики Омской области: «НИ ОДИН ИНВЕСТОР ПОКА НЕ СКАЗАЛ: ИЗВИНИТЕ, У ВАС НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ НЕ ОЧЕНЬ УДОБЕН И МЫ ПОЙДЕМ РАБОТАТЬ В ДРУГОЙ РЕГИОН»

В2013 году областные власти руководствовались в сфере привлечения инвесторов целым рядом специально разработанных законов. О том, каковы итоги этой работы за год, о том, как действует региональное инвестиционное законодательство на практике и как оно будет меняться в 2014 году, обозревателю «КВ» Ольге УМОВОЙ рассказал первый заместитель министра экономики Омской области Денис ДЕНЕЖКИН

Денис Викторович, какие из существующих на региональном уровне инструментов поддержки инвесторов сегодня наиболее востребованы?

В настоящее время в Омской области предлагаются различного рода налоговые преференции для инвесторов, для тех предприятий и юридических лиц, которые готовы реализовывать на территории региона инвестиционные проекты. Всего с 2010 года заявились на те или иные меры поддержки со своими инвестпроектами 38 организаций. За прошедший период наиболее эффективной для инвесторов и популярной среди них показала себя такая мера, как применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций. Четыре компании, работающие на территории региона, как раз имеют сейчас преференции, связанные с уплатой налогов на имущество. Это стекольный завод, «Полном», «Титан-Агро» и «Руском-Агро». По нашим подсчетам, с 2010 по 2013 год эти четыре компании реализовали инвестиционные проекты на общую сумму около 18 млрд рублей.

В конце 2012 года на региональном уровне была введена и возможность применять пониженную ставку по налогу на прибыль. Этой возможностью еще никто не воспользовался?

Пока инвесторы этой конкретной преференцией не пользуются. Дело в том, что новые инвестпроекты, как правило, не предусматривают быстрого получения прибыли и выхода на безубыточность. А вот в связке с возможностью предоставления инвестиционного налогового кредита, которая также предусмотрена региональным законодательством, эта мера уже имеет определенный вес. Первое соглашение о предоставлении инвестиционного налогового кредита подписано в конце декабря 2013 года.

В 2014 году какие-то изменения в существующие на уровне области инвестиционные механизмы будут вноситься?

Сейчас мы создаем совместно с депутатами Законодательного собрания рабочую группу, которая займется разработкой новой концепции предоставления налоговых преференций инвесторам. Мы проанализировали инвестиционное законодательство других регионов, обобщили самые успешные практики и готовим пакет мер, которые существенно улучшат инвестиционный климат в регионе. Цель — разработать универсальный механизм, чтобы не прописывать преференции под каждую отдельную отрасль, как происходило в последнее время. Сейчас, как только появляется понимание, что определенную отрасль надо поддержать, мы вынуждены вносить какие-то изменения в законодательство. А задача поставлена уйти от этого и создать такой пакет, которым сможет воспользоваться любой инвестор. Причем механизм будет направлен именно на создание новых проектов, новых производств. До конца первого квартала мы должны разработать соответствующие документы и внести их на рассмотрение в региональный парламент. При этом все существующие меры поддержки сохранятся.

Новая концепция также будет ориентирована на возможность применения инвесторами пониженных налоговых ставок?

Да, это тоже будут пониженные налоговые ставки, но мы хотим изменить акценты. Вот вы просили меня подготовить цифры о том, какой суммой поступлений в бюджет мы пожертвовали, предоставив преференции по налогам, и какой прирост поступлений получили в итоге от реализации инвестпроектов. Делать такие подсчеты нужно, но на первоначальном этапе это все равно что пытаться делить шкуру неубитого медведя. Я вам называл четыре компании, которые применяют пониженную ставку по налогу на имущество. Допустим, за прошлый год мы недополучили от этих четырех инвесторов несколько десятков миллионов рублей. Но если бы не эта мера поддержки, то тех налоговых поступлений, которыми мы пожертвовали в целях поддержки инвестпроектов, мы бы в любом случае не получили. Так что эффект от реализации инвестиционных проектов нужно рассматривать в совокупности.

Вы говорите, что изучали опыт других регионов. А есть такие регионы, где налоговые режимы для инвесторов удалось сделать еще привлекательнее?

Буквально на прошлой неделе, как вам известно, в правительстве прошли встречи с крупным инвестором — компанией «С-Фрут». Когда мы показали пакет имеющихся у нас предложений, представители компании заявили, что в сравнении с Новосибирском у нас все гораздо проще и доступнее. Например, льгота по налогу на имущество предоставляется автоматически -при условии вложения средств и найма новых работников. Никакой бюрократии и соглашений с региональными органами власти, инвестору лишь необходимо представить в налоговую службу обосновывающие документы. На встрече с губернатором они подтвердили, что инвестиционный климат в регионе компанию полностью устраивает. Такую реакцию мы видим и в ряде других случаев, ведь сейчас мы активно работаем с инвесторами и часть из них готова выходить на реализацию проектов. К сожалению, подробности мы пока раскрывать не можем, скажу лишь, что приоритетными отраслями будут по-прежнему сельское хозяйство и промышленное производство. Таким образом, ни один инвестор пока не сказал: извините, у вас налоговый режим не очень удобен и мы пойдем работать в другой регион. А те инновации по поддержке инвесторов, готовых вкладываться в инфраструктуру, которые мы планируем внедрить в 2014 году, на территории России вообще пока не практиковались.

• Инвестор создает инфраструктурные объекты, а правительство ему возмещает расходы?

Мы рассматриваем такую модель, в рамках которой инвестор создает инфраструктуру, а мы часть расходов ему возвращаем, делая в будущем налоговые послабления. К примеру, предпринимателю нужна дорога к конкретному объекту или подстанция, он ее возводит за свой счет, тратит конкретную сумму, а потом ему на определенную часть от этой суммы предоставляются налоговые преференции. Недавно Президент РФ Владимир ПУТИН поднял тему о создании территорий опережающего развития, которым ушедшие в федеральный бюджет налоги будут возвращаться в зачет затрат на инфраструктуру. Что-то подобное мы и хотим создать в пределах региона.

? Насколько активно наполняется реестр инвестиционных площадок, инвесторы им интересуются?

В реестре уже более сотни площадок, и мы продолжаем его актуализировать. Пока не было ни одного случая, чтобы мы не смогли предложить инвестору подходящий вариант. Когда инвестор приходит, мы ему предлагаем на выбор несколько вариантов, и даже если эти варианты его не устраивают, начинаем искать площадку под конкретные требования. По компании «С-Фрут» так было, по кирпичному заводу. Запросы у инвесторов всегда разные: кому-то необходимо, чтобы была газификация в нужном объеме, кому-то — дополнительные электрические мощности, кому-то — подъездные пути. Сейчас на завершающей стадии согласования проект документов по созданию областного инвестиционного земельного фонда, в рамках которого также сформируются земельные участки, которые можно будет использовать под реализацию различных проектов.

Ранее вы упоминали о планах по созданию проектных офисов на базе областных министерств. Как идет эта работа?

Сама идея организации проектных офисов при министерствах не подразумевала создания каких-то специально набранных искусственных структур. Проектные офисы — это прежде всего инициатива действующих сотрудников. И эти инициативы уже проявляются, и сейчас хорошая возможность обсудить их в рамках стартовавших на прошлой неделе экспертных площадок.

Каким еще направлениям работы вы сейчас уделяете особенное внимание?

Повторюсь, отдельная задача, которая стоит перед нашим министерством, — развитие районов, привлечение инвесторов на село с упором на те точки роста, которые определены в рамках кластерного подхода в соответствии со Стратегией развития Омской области. Еще одно направление, которое бы хотелось упомянуть, — работа по снижению административных барьеров. Сейчас идет разработка интерактивного сайта «Барьеров.нет», где любой предприниматель сможет свою проблему обозначить, а мы получим возможность оперативно отреагировать и на основе частных случаев оптимизировать общую систему, в том числе сократить сроки подготовки и согласования различных документов. Наконец, еще одно интересное направление, в развитии которого мы активно участвуем, — поддержка социального предпринимательства. Есть планы и в части оптимизации расходов бюджета, и в части поддержки предпринимательской инициативы. Так, на последнем наблюдательном совете Центра инноваций социальной сферы речь шла о том, что уже в пяти районах предприниматели загорелись идеями по созданию пансионатов для пожилых людей. И если регион тратит около 30 тысяч рублей в месяц на содержание одного человека в таком пансионате, то субсидии предпринимателям будут составлять порядка 14 тысяч рублей в месяц на одного человека. В апреле в Омске состоится международный саммит «Омск — социальная столица» и мы сможем познакомить бизнесменов с лучшими мировыми и региональными социальными практиками в этой сфере. В результате, как мы надеемся, будут разработаны новые современные, эффективные модели реализации социальных бизнес-проектов, а также более активно внедряться уже проверенные модели социального предпринимательства.