Пришло время переоформлять страховой полис автогражданской ответственности, но сделать это оказалось не так-то просто. Как известно, без этого документа автовладелец не имеет права выезжать на наши дороги. Беда в том, что оформить его в последнее время стало весьма проблематично, поскольку предлагается он исключительно с дополнительной нагрузкой в виде добровольного страхования жизни, имущества или еще чего-нибудь. В результате страховка весомо дорожает. С подобной проблемой в редакцию «ОП» уже обратилось несколько наших читателей.
Страховка поневоле
Срок окончания действия моей страховки истекал через несколько дней. Как обычно, позвонил своему страховому агенту, но, к удивлению, услышал, что она ничем помочь мне не может. И вот почему. Оказывается, компания уже больше месяца по этому виду страхования не работает. Дескать, из-за полной инвентаризации бланков. Однако, как признался мой агент, после завершения инвентаризации полисы автогражданской ответственности начнут выдавать, но с дополнительными «опциями». Например, страхование жизни водителя.
Платить лишние деньги не хотелось, поэтому открыл телефонный справочник в надежде застраховать исключительно автогражданскую ответственность. Одним из первых на глаза попался телефон омского филиала Военно-страховой компании. Здесь мне любезно объяснили, что без покупки дополнительной страховки приобрести полис 0САГ0 будет невозможно. На вопрос, почему, ответили: таково распоряжение руководства московского головного офиса. А еще дали совет не терять времени на поиски других компаний, поскольку практически все отныне работают именно по такой схеме: 0САГ0 плюс нагрузка.
Вам же в качестве дополнительного страхования сможем подобрать что-нибудь подешевле, в районе 500-700 рублей, — предложили в ВСН.
Ни советом, ни предложением я не воспользовался и продолжил дальнейшие поиски. Следующей в списке оказалась страховая компания «Росгосстрах». Здесь сразу же взялись за калькулятор и подсчитали сумму ОСАГО. Правда, она получилась в два раза больше того, что я платил год назад. Оказалось, что в стоимость «автогражданки» мне тоже включили страхование жизни. Как пояснила агент, нынче ОСАГО идет исключительно единым пакетом вместе со страхованием жизни и разделить его никак невозможно. Я чуть было не согласился, но прежде поинтересовался о положенной мне скидки за безаварийную езду. И неожиданно услышал:
А вы разве не знаете, что скидки отменили еще в апреле прошлого года?
Признаться, не знал. Не знают об этом и в Российском союзе автостраховщиков, куда я позвонил уже по московскому номеру. Там подтвердили: федеральный закон никто не отменял, поэтому и все положенные скидки сохраняются. То есть страховой агент офиса компании, расположенного на улице Богдана Хмельницкого и представившаяся Ириной, пыталась меня элементарно обмануть. Поэтому вновь пришлось садиться за телефон.
Навязчивый сервис
Обзвонив десяток омских агентов страховых компаний, убедился, что ситуация с полисами ОСАГО везде примерно одинаковая. Отличались лишь варианты заключения договоров, при этом везде было одно общее условие — непременно застраховать свою жизнь.
Впрочем, речь вовсе идет не о моем здоровье и здоровье тысяч других автомобилистов. Как поясняют сами страховщики, с 2003 года в стране значительно обновился и подорожал автопарк. Подорожала, соответственно, и стоимость ремонта транспортных средств. При этом за десять лет существования ОСАГО базовый тариф страховки не менялся. Поэтому уровень убыточности, по мнению страховщиков, превышает нормативный. Вопрос: за счет чего платить клиентам нанесенный в результате ДТП ущерб?
Вот тут-то кто-то из продавцов страховок и придумал оригинальный ход с навязыванием дополнительных услуг клиентам. А куда они денутся, ведь без полиса далеко не уедешь? Обязательно купят — хоть на случай цунами, хоть падения метеорита. Если же клиента такой дополнительный сервис смущает, то он может пойти в другую страховую компанию, где ему предложат ровно то же самое.
Но мне все же удалось получить ОСАГО без дополнительных «опций» в «РЕСО Гарантия». Жаль, что в этой страховой компании я был последним везунчиком.
Сегодня мы получили распоряжение от руководства и начиная с завтрашнего дня станем заключать договоры «автогражданки» только с нагрузкой, — сообщила агент.
«ОП» продолжит следить за развитием ситуации
КСТАТИ
С навязыванием услуг по страхованию жизни и здоровья сталкиваются не только автовладельцы, но и желающие получить ипотечный банковский кредит. Как пояснил юрист Сергей Виноградов, предлагаемая банком услуга страхования жизни и здоровья заемщика при получении кредита является добровольной. Обязательно только страхование автомобиля либо квартиры при получении автокредита или ипотечного кредита.
В соответствии с действующим законодательством и условиями программы страхования заемщиков гражданин может отказаться от участия в программе страхования даже после получения кредита. Это возможно, если он в течение 30 дней с момента получения кредита обратится в отделение банка, в котором оформлял кредит, и написал заявление на имя руководителя отделения об отказе от участия в программе страхования. Однако если прошло более 30 дней, то сумму страхового взноса возможно получить только за вычетом расходов банка на подключение к программе страхования и уплаченных налогов. То есть порядка 50 процентов от размера взноса.
МНЕНИЯ
Алексей АЛГАЗИН
Эксперт Всероссийского союза автостраховщиков:
Страхованием автогражданской ответственности с нагрузкой первыми стали заниматься крупные компании, затем эту практику подхватили и компании поменьше. Такой шаг страхователи объясняют убыточностью ОСАГО.
Действительно, автотранспортных средств становится все больше, возрастает и количество ДТП. Соответственно, увеличивается и доля выплат. Чтобы не уйти в минус, страхователи пытались ограничивать суммы выплат. Тогда клиенты начали активно обращаться в суды, которые, как правило, удовлетворяют их требования. При этом суды накладывают на страховщиков и довольно значительные штрафы. Таким образом, компании стали нести колоссальные убытки. Чтобы избежать этого, начали применять различные методы, как-то: навязывать дополнительные страховки, а также перемещать свои Центры урегулирования убытков за сотни километров от областных центров.
Если речь идет об Омской области, то Центр они могут разместить хоть к Таре. хоть в Усть-Ишиме. И это не противоречит закону, но серьезно усложняет клиентам процедуру получения выплат. И как же с этим бороться? Единственным, на мой взгляд, методом может стать отзыв лицензии у страховой компании. Правда, для этого контролирующим органам необходимо доказать, что подобные нарушения носят регулярный характер. Пока, увы, страховщики умело используют лазейки в законодательстве. А гражданам ничего не остается, как только обращаться в суд.