СТРОИТЕЛЬ ТЕАТРА

20 лет назад ушел из жизни режиссер, основатель «Пятого театра» Сергей Рудзинский

Ему было 38 лет. С тех пор каждый год 20 февраля на сцене «Пятого театра» проходит вечер памяти первого художественного руководителя. Молодые актеры те, с кем он начинал строительство нового театра, постарались воссоздать на сцене атмосферу творчества, в которой жил Сергей. В уютном омском дворике звучали песни Булата Окуджавы, стихи Геннадия Шпаликова, Арсения Тарковского, Вероники Тушновой, Юнны Мориц.

Жизнь — на пятерку

На гастролях актеров иногда :спрашивают: «Что за странное название у театра — «Пятый»? А для омских театралов в 1990-е, когда был создан театр, оно было естественным. Десятилетия в миллионном городе работали четыре профессиональных театра. Но отпечаток ладони на первой афише
приглашал прочесть и другие смыслы. Пять пальцев — символ единства. Пятерка — лучшая оценка, и знаменитый земляк Михаил Ульянов благословил словами: «Пятому театру» желаю быть отличником. И удачи».

У Сергея Рудзинского был свой любительский молодежный театр «Протей», по удивительному стечению обстоятельств игравший свои спектакли на той же сцене, что и нынче «Пятый театр». Тогда это был Дворец культуры «Юбилейный» судоремонтного завода. От прочих самодеятельных театров предприятий этот отличался всем: составом актеров из студентов и молодой интеллигенции, смелым репертуаром, собственным ВИА.

Этот театр смело шел на эксперименты. Например, первым в Омске Сергей поставил пьесу Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» — с зонгами, с техникой актерской игры «отстранение». Уже без него в «Пятом» родился замечательный брехтовский спектакль «Кавказский меловой круг». А многие зрители считали лучшим в «Протее» спектакль «Бег».

Потом в его жизни был ТЮЗ. Сергей Рудзинский поставил яркие спектакли «Две стрелы», «Верлиока», «Иван…» Наступил момент, когда ему стало тесно в рамках традиционного театра юного зрителя. И это было важнее для принятия решения, даже чем творческие разногласия с тогдашним главным режиссером. По натуре Рудзинский был, как стали позже говорить, харизматический лидер, человек не только увлекающийся, но и увлекающий за собой. Иначе не объяснить, отчего вслед за ним из стабильного благополучия практически в никуда ушли ведущие тюзовские актеры Татьяна Казакова и Владимир Остапов.

Общий дом

Устав нового театра зарегистрировали 16 октября 1990 года. Штат — девять человек. Дома нет, поначалу жили на подселении в Доме актера. Постановочных почти нет, во дворе Дома актера красили декорации. Они были из серой бязи. И с какой же радостью вспоминают актеры «Пятого театра» эти неудобства, бедность, свою робость перед загадочным будущим и свою веру в то, что будущее прекрасно! Первый спектакль — «Поющий поросенок». Первые заграничные гастроли — в Казахстане. Театр создавался как одна семья, как дом. Поэтому всегда все вместе — и на рыбалку, и по грибы. А Сергей — глава этой семьи, ответственный за тех, кто ему поверил.

Для всех — романтика, для него — риск и долг. В августе 1991 года поставили спектакль «Мириам» Олега Юрьева. В том же августе 1991-го случился путч. Всем немного страшно от неопределенности. А Сергей был тверд: «Будем жить и будем ставить спектакли».

Трудно было получить крышу над головой. Были странные варианты, вплоть до Дома политпросвещения, нынешнего РЦСО, но решился вопрос наилучшим образом — Рудзинский вернулся в родные стены.

Сергей ставил снова Брехта, а еще Мольера, Эразма Роттердамского, Войновича. Он создавал театр всерьез и надолго. Не студию, не площадку для экспериментов, а театр, который должен занять свое место в культурной жизни города. Рудзинский мечтал, чтобы зрители приходили в театр и чувствовали атмосферу, в которой тепло всем. И празднично.

Он просил: «Играйте Мольера так, будто вы пьете бокал шампанского», — вспоминает актер Алексей Пичугин.

Успех и новые идеи

Спектакль «Мириам» принес лауреатский диплом Татьяне Казаковой на Петербургском фестивале «1000 лиц Призом Новокузнецкого фестиваля малых форм была отмечена «Похвала глупости» Э. Роттердамского, три премии за спектакль «Фиктивный брак* В. Войновича театр привез из Ростова с фестиваля «Русская комедия: от Фонвизина до наших дней». Тогда мало кому известный театр из Омска обратил на себя внимание столичной критики. Много лестных слов сказа-например, Александр Свобод.—Успех стал самой лучшей поддержкой в непростой жизни молодого коллектива. Он окрылял, рождались новые идеи.

Сергея на все хватало. Получил два диплома — педагогический и режиссерский. Работал в театре и на Омском радио. Это его голос, читающий стихи великого поэта, звучал в заставке передачи «Пушкинский час», ставшей лауреатом областной премии по культуре. Рудзинский был ее режиссером. А еще он поставил массу городских праздников, вечер:; концертных программ.

Сергей говорил: «Меня не будет, а театр останется». Почему совсем молодым он так думал, словно предчувствуя, что отпущен ему короткий срок?

Театр живет

Сергея Рудзинского не стало в 1994 году. Он ушел из жизни молодым, в расцвете творческих сил, неожиданно. И было трудно тогда представить, сохранится ни дело, которому он отдавал се6я неистово, без остатка, растрачивая, как оказалось, больше, чем дозволялось свыше.

Театр живет, помнит и чтит своего основателя